РАЗДЕЛ 5
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Техническую базу современного автомобильного транспорта (АТ) составляют: подвижной
состав, дороги и автотранспортные предприятия (АТП).
Подвижной состав: автомобили, прицепы и полуприцепы.
Автомобили по своему основному назначению делятся на: транспортные, специальные
и спортивные.
Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров.
Специальные - для выполнения различных технических функций (подъемные краны, движущиеся
компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные, санитарные и такое
другое).
Спортивные - для достижения определенных рекордов скорости.
Транспортные в свою очередь делятся на три основные категории:
а)
пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы;
б)
грузовые - для перевозки грузов различных наименований;
в)
тягачи, которые не имеют собственной грузовой емкости и предназначенные для буксировки
полуприцепов и прицепов.
Особую группу составляют грузопассажирские автомобили на базе легкового
транспорта.
Тягач, соединенный с прицепом или полуприцепом, а также автомобиль, соединенный с
прицепом, имеет название автопоезда.
К основным технико-екслуатаційних характеристик относятся:
Вместимость, которая измеряется числом пассажиров (для пас. автомобилей);
грузоподъемность в тоннах и тип кузова (для грузовых автомобилей).
Конструкционная скорость движения в км/ч., мощность двигателя, число всех и
ведущих колес, полная масса в кг, максимальная нагрузка (давление на дорогу от
отдельной оси автомобиля, габаритные размеры: длина, ширина, высота автомобиля
или автопоезда).
По вместимости автобусы делятся на:
-
особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м)
-
малой вместимости-10-35 мест (длина 6,0-7,5 м)
-
средней вместимости - 35-60 мест (длина 8,0-8,5 м)
-
большой вместимости - 60-100 мест (длина 10,5-12 м)
-
особенно большой вместимости более 100 мест (длиной 12-16,5 м).
По назначению автобусы подразделяются на: городские, пригородные, местного
сообщения, междугородние, туристические и экскурсионные.
Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя на
следующие классы:
-
особо малый - до 1,2 л;
-
малый - 1,2 - 1,8 л;
-
средний - 1,8 - 3,5 л;
-
большой - более 3,5 л.
Грузовые автомобили, в основном, классифицируются по грузоподъемности, типу
кузову и проходимостью:
-
особо малой грузоподъемности - до 0,5 т;
-
малой грузоподъемности - от 0,5 до 2,0 т;
-
средней грузоподъемности - от 2,0 до 8,0 т;
-
большой грузоподъемности - от 8,0 до 16,0 т;
-
особо большой грузоподъемности - более 16,0 т.
Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно
обозначаются колесной формулой, где первая цифра обозначает количество колес, а
вторая - количество ведущих колес:
-
4x2 (двухосный с одной ведущей осью ГАЭ-53А);
-
6x6 (трьохвісний со всеми ведущими осями ЗИЛ-131);
-
6x4 (трьохвісний с двумя ведущими осями КаМАЗ-5320).
Относительно употребления топлива автомобили делятся на: карбюраторные, дизельные,
газогенераторные,
газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные.
Каждой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр,
где первые две обозначают класс автомобиля по рабочему объему двигателя - для
легковых, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых
автомобилей, другие две цифры обозначают модель, пятая цифра - это модификация.
Автомобильные дороги (АД)
АД - это комплекс других сооружений (земельное полотно, основа и покрытие, мосты),
предназначены для движения нерельсових транспортных средств и пешеходов.
Термин «дорога» относится к каждой дороги, улицы, переулка по всей их
ширине, включая тротуары и разделительные полосы, которые используются для движения.
Протяженность АД (общего пользования) на конец 1958 г. составляла 247,3 тыс.
км, из них 163,0 имели твердое покрытие.
В зависимости от интенсивности движения и разрешенной скорости движения, а также для
технических характеристик, автомобильные дороги относят к одной из четырех
категорий:
Общегосударственные, связывающие столицу государства с подведомственными ей областями и
крупными районными городами.
Областные, обеспечивающие транспортные связи каждого областного центра с
районными населенными пунктами своей области.
Районные, связывающие районный центр с основными населенными пунктами своего
района.
Местные, сельские, ведомственные - располагают как для транспортных связей отдельных
населенных пунктов между собой, так и для внутрихозяйственных нужд
сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
К АТП относятся:
•
грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые автомобили - для
проката) и смешанные грузопассажирские;
•
транспортно-экспедиционные агентства и конторы, которые организовывают перевозки
пассажиров и доставку грузов, которые принадлежат разным организациям, предприятиям
и населению;
•
грузовые станции, которые организуют перевозки в прямом, междугородном и
смешанном сообщениях;
•
пассажирские станции и вокзалы, которые организуют перевозки пассажиров в
междугородном и пригородном сообщениях;
•
базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, которые, с помощью
своей техники и кадров, выполняющих грузовые работы по договорам с другими АТП
общего пользования.
К предприятиям АО относятся также авторемонтные заводы и линейные подразделения,
которые обеспечивают содержание и эксплуатацию АД.
Технология АО состоит из многочисленных технологических процессов,
определяют:
•
содержание, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, автомобильных
дорог, а также элементов технического оснащения;
•
выполнение начальных и конечных операций, составляющих процесс перевозок
грузов и пассажиров.