Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 5 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Техническую базу современного автомобильного транспорта (АТ) составляют: подвижной состав, дороги и автотранспортные предприятия (АТП).

Подвижной состав: автомобили, прицепы и полуприцепы.

Автомобили по своему основному назначению делятся на: транспортные, специальные и спортивные.

Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров.

Специальные - для выполнения различных технических функций (подъемные краны, движущиеся компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные, санитарные и такое другое).

Спортивные - для достижения определенных рекордов скорости.

Транспортные в свою очередь делятся на три основные категории:

а) пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы;

б) грузовые - для перевозки грузов различных наименований;

в) тягачи, которые не имеют собственной грузовой емкости и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.

Особую группу составляют грузопассажирские автомобили на базе легкового транспорта.

Тягач, соединенный с прицепом или полуприцепом, а также автомобиль, соединенный с прицепом, имеет название автопоезда.

К основным технико-екслуатаційних характеристик относятся:

Вместимость, которая измеряется числом пассажиров (для пас. автомобилей); грузоподъемность в тоннах и тип кузова (для грузовых автомобилей).

Конструкционная скорость движения в км/ч., мощность двигателя, число всех и ведущих колес, полная масса в кг, максимальная нагрузка (давление на дорогу от отдельной оси автомобиля, габаритные размеры: длина, ширина, высота автомобиля или автопоезда).

По вместимости автобусы делятся на:

- особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м)

- малой вместимости-10-35 мест (длина 6,0-7,5 м)

- средней вместимости - 35-60 мест (длина 8,0-8,5 м)

- большой вместимости - 60-100 мест (длина 10,5-12 м)

- особенно большой вместимости более 100 мест (длиной 12-16,5 м).

По назначению автобусы подразделяются на: городские, пригородные, местного сообщения, междугородние, туристические и экскурсионные.

Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя на следующие классы:

- особо малый - до 1,2 л;

- малый - 1,2 - 1,8 л;

- средний - 1,8 - 3,5 л;

- большой - более 3,5 л.

Грузовые автомобили, в основном, классифицируются по грузоподъемности, типу кузову и проходимостью:

- особо малой грузоподъемности - до 0,5 т;

- малой грузоподъемности - от 0,5 до 2,0 т;

- средней грузоподъемности - от 2,0 до 8,0 т;

- большой грузоподъемности - от 8,0 до 16,0 т;

- особо большой грузоподъемности - более 16,0 т.

Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначаются колесной формулой, где первая цифра обозначает количество колес, а вторая - количество ведущих колес:

- 4x2 (двухосный с одной ведущей осью ГАЭ-53А);

- 6x6 (трьохвісний со всеми ведущими осями ЗИЛ-131);

- 6x4 (трьохвісний с двумя ведущими осями КаМАЗ-5320).

Относительно употребления топлива автомобили делятся на: карбюраторные, дизельные,

газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные.

Каждой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две обозначают класс автомобиля по рабочему объему двигателя - для легковых, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей, другие две цифры обозначают модель, пятая цифра - это модификация.

Автомобильные дороги (АД)

АД - это комплекс других сооружений (земельное полотно, основа и покрытие, мосты), предназначены для движения нерельсових транспортных средств и пешеходов.

Термин «дорога» относится к каждой дороги, улицы, переулка по всей их ширине, включая тротуары и разделительные полосы, которые используются для движения.

Протяженность АД (общего пользования) на конец 1958 г. составляла 247,3 тыс. км, из них 163,0 имели твердое покрытие.

В зависимости от интенсивности движения и разрешенной скорости движения, а также для технических характеристик, автомобильные дороги относят к одной из четырех категорий:

Общегосударственные, связывающие столицу государства с подведомственными ей областями и крупными районными городами.

Областные, обеспечивающие транспортные связи каждого областного центра с районными населенными пунктами своей области.

Районные, связывающие районный центр с основными населенными пунктами своего района.

Местные, сельские, ведомственные - располагают как для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой, так и для внутрихозяйственных нужд сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

К АТП относятся:

• грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые автомобили - для проката) и смешанные грузопассажирские;

• транспортно-экспедиционные агентства и конторы, которые организовывают перевозки пассажиров и доставку грузов, которые принадлежат разным организациям, предприятиям и населению;

• грузовые станции, которые организуют перевозки в прямом, междугородном и смешанном сообщениях;

• пассажирские станции и вокзалы, которые организуют перевозки пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях;

• базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, которые, с помощью своей техники и кадров, выполняющих грузовые работы по договорам с другими АТП общего пользования.

К предприятиям АО относятся также авторемонтные заводы и линейные подразделения, которые обеспечивают содержание и эксплуатацию АД.

Технология АО состоит из многочисленных технологических процессов, определяют:

• содержание, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, автомобильных дорог, а также элементов технического оснащения;

• выполнение начальных и конечных операций, составляющих процесс перевозок грузов и пассажиров.