Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Чижевский Дмитрий Иванович (1894 - 1977)- выдающийся украинский ученый - философ, историк, филолог, славист, культуролог, доктор философии, член ВУАН. Родился в г. Александрии Херсонской губернии. В 1911 г. заканчивает Александрийскую классическую гимназию и поступает на физико - математический факультет Петербургского университета, где изучает математику, астрономию и философию. Под влиянием лекций М. О. Лосського решает специализироваться в философии и славянской филологии и переводится в Киевский университет (1913 - 1918 гг.) на историко-филологический факультет, где наибольшее влияние на него имели профессор В. В. Зеньковский и А. М. Гиляров. В 1917 г. входил в состав Центральной Рады, не воспринял советской власти и эмигрировал в 1921 г. в Германии. Продолжил обучение в Гейдельбергском и Фрайбургском университетах. Читал курсы философии и эстетики в Украинском свободном университете и Педагогическом институте им. Драгомановау Праге. За исследование "Философия на Украине (Попытка историографии)" (1927) получил звание профессора. Сотрудничал в различных украинских научных обществах, где читал доклады на темы философии и литературы, в русских эмигрантских научных обществах. В 1932 г. возглавляет кафедру славистики в университете в Галле (Германия), становится доктором философии. Ведет многочисленные курсы по литературе, истории культуры, семинары по славянской литературы и поэзии, преподает славянские языки в университете Йены (1935 - 1938 гг.). После войны переезжает в Марбург (1945 - 1951 гг.), работает в Гарвардском университете (1951 - 1956 гг.), преподает славянские литературы, читает доклады, печатается в "Анналах". С 1956 г. директор славянского института в Гейдельберге. Исследовал славянское барокко, среди его научных интересов были философские идеи Гегеля, Ницше, Канта, Гоголя, Достоевского, Сковороды. Принимал участие в съездах славистов, был избран членом многих научных обществ Германии. Автор более 900 работ разных языках. Самые значительные из них: "Логика" (1924), "Изучение Достоевского" (1931), "История древнерусской литературы. Киевский период" (1948 - 1960)," Гегель у славян" (1934), "Очерки по истории философии на Украине" (1926), "Украинское литературное барокко" (1944), "История украинской литературы от истоков до эпохи реализма" (1956), "Сравнительная история славянских литератур" (1968), "Культурно-исторические эпохи" (1978).

В многогранной теоретической наследии Ч., что ждет еще своего изучения, можно отметить по крайней мере методологическое значение его подходов к решению проблем политической социологии, определения сущности нации, роли национальных культур, истории философии и т.п. Стоит выделить мнение Ч. об ошибочности понимания определенной философии "как единственно правильной". Потому, утверждал Ч., каждая отдельная система, что хочет видеть "в себе реализацию абсолютной правды, становится ошибочной. Каждая национальная философия, что хочет видеть в себе единую и всю правду, становится на ложный путь".

В теории нации придерживался рационалистического взгляда на национальное достоинство. Каждая нация, поздние проявления которой и составляют все человечество, по его мнению, есть только "ограниченным и односторонним раскрытием человеческого идеала", однако именно в своем своеобразном, оригинальном, своей ограниченности и имеет вечное, всеобщее значение". Периодизация исторического процесса Ч. мыслил через смену культурно-исторических эпох, которых существует 8. Он предложил новую синтетическую схему исторического развития за счет изменения культур: романской, готической, ренессанса, барокко, просвещения, романтизма, эпохи реализма и неоромантики. Из этого ряда исключается античность, которая, по его мнению, не является целостностью. Украинское культурное развитие Ч. рассматривал как составной элемент общеевропейского, а украинскую культуру - как элемент европейской сохранности.

Определенное политическое значение имело определение Ч. украинского национального типа. Этот тип, по мнению Ч., - это система рис политического уклада украинца: эмоциональность, сентиментализм, чувствительность, лиризм, индивидуализм и стремление к "свободе", беспокойство и подвижность. Определяющую роль играли также природа Украины и ее историческое прошлое; княжеская эпоха, барокко, плюс миропонимания выдающихся украинских мыслителей сумели отразить украинские национальные черты - стремление к согласию и гармонии, к миру между людьми и мира между людьми и природой, мира человека с Богом. Стремление к гармонии конкретизувалось в миролюбивости украинства. Важной чертой украинской мнения была и его религиозность и симпатии к отдельным европейских наций, в частности немецкой.

Вильчинский Ю. М, Карась А. Ф. Дмитрий Чижевский: историк философии на русской почве // Вильчинский Ю. М., Вильчинская С. В., Карась А. Ф., Скрипник М. А. Развитие философской мысли в Украине (XIX-XX ст.): Текст лекций. - Львов, 1992; Чижевский Д. // История философии Украины. Хрестоматия. - К., 1993; Философские взгляды Д. И. Чижевского // История философии Украины: Учебник / М. Ф. Тарасенко, М. Ю. Русин, И. В. Бычко и др. - К., 1994; Ф. Медведь, А. Медведь. Дмитрий Чижевский как философ культуры на русской почве // Дмитрий Чижевский и украинская культура: Научно-аналитический сборник / Отв. ред. И. Макаровский. - Ивано-Франковск, 1995; Горский В. С. История украинской философии: Курс лекций. - К., 1996.

Ф. Медведь