Цицерон Марк Туллий (106 - 43 гг. до н. э.)- древнеримский политический деятель, оратор, мыслитель, принадлежавший к сословию всадников, впервые выступил с политическими речами в 81 - 80 гг. до н. э. против диктатуры Корнелия Суллы. Политическая карьера С. состояла из должностей квестора, претора, консула, проконсула, сенатора. Опираясь на сочинения древнегреческих политических мыслителей Платона, Аристотеля, Зенона и других, написал политические трактаты "О государстве", "О законах", "О пределах добра и зла", "Об обязанностях" и др. (всего 19). Кроме того, отдельные политические взгляды, оценки и выводы содержатся в 58 судебных и политических речах и более чем в 800 письмах Ц., которые являются ценными источниками о политическом состоянии и политические процессы Римского государства. Политический идеал Ц. - смешанный государственный строй, то есть смешение элементов монархии, аристократии и демократии, образцом которого он считал Римскую республику 3 - нач. 2 в. до н. э. Управления в таком государстве в периоды кризисов поддерживается выдающимися правителями, охранниками государственной законности, в которых сочетаются политические теоретические знания и политическая (в том числе ораторское) практика. Практической политической программой С. было согласие и единомыслие блока сенатского и вершницького сословий против демократии и претендентов на монархическую власть. Такая позиция приводила С. как политика в оппозицию против диктатуры С. Катилини, против Первого триумвирата (Цезарь - Помпей - Красс), против покушений Цезаря на республиканские основы Рима. Но он отрицательно отнесся к убийству Цезаря и возглавил политическую борьбу против новой гражданской войны как вождь сената и республиканцев. После создания Второго триумвирата (Август - Антоний, - Лепид) С. был занесен в прискрипційних списков и погиб как одна из жертв репрессий.
Цицерон существенно развил идею о республиканскую форму государственного управления, в которой раскрыл значение сплоченности общих интересов и согласия в правовых вопросах, когда естественным путем обеспечиваются врожденные потребности общего блага свободных граждан, защита их интересов и собственности. Но взгляды С. на формы государственного управления и его концепция равенства достаточно противоречивы: с одной стороны, тезисы "по природе все мы подобны и равны между собой", "между людьми никакого различия нет", "перед законом все равны", "считать самых богатых людей лучшими - отвратительно", а с другой - "рабство обусловлено природой", "рабское состояние полезный", "равенство свободных несправедлива, когда при этом не отличаются ступени в социальном положении и достоинства". Для современной политологии определенный интерес и научную полезность составляют концептуальные взгляды С. на проблемы политического лидера ("истинного правителя"), идеального гражданина, истинного права, истинных законов и т.д. В С. правитель должен быть мудрым, справедливым, предусмотрительным, взвешенным, владеть красноречием, учениями о государстве, знаниями основ права, способностью к самопожертвованию на благо общества; гражданин - способностью сохранять величие духа и благопристойность, не вредить, хорошо работать и защищать отечество; правовые акты - не нарушать естественный порядок, не создавать право из бесправия, добро из зла, честное из позорного. Цицерон разработал проекты законов о религии и о магистраты, которые стали важным вкладом в теорию государственного управления. В них детально определяются полномочия государственных служащих, определяется степень их власти, как и степень покорности для граждан. Отдельные положения политических взглядов С. заложили основы международного политического общения и международного права (гуманное обращение с пленными, необходимость соблюдения международных обязательств, разделение войн на справедливые и несправедливые и др.), хотя в целом он был сторонником мирового политического господства Рима, жесткого террора в отношении политических противников.
В целом можно утверждать, что С. принадлежал к интеллектуальной элите древнеримского общества, был первым в истории интеллигентом, который, хоть и на короткое время, оказался у руля управления государством. Пожалуй, он является прообразом будущих интеллигентов - правителей с их характерными особенностями, специфическими достоинствами и недостатками. Цицерон жил и действовал в великую и драматическую эпоху не только римской, но и мировой истории, когда республиканский государственный строй, который своими корнями был связан с античной полісною демократией, превращался в тоталитарный режим мировой империи. Теоретико-политическое наследие выдающегося мыслителя отражает современные ему политические процессы и катаклизмы.
Гаспоров М. Л. Цицерон // Советская историческая энциклопедия. - Т. 15. - М., 1974; Политологический энциклопедический словарь. - К., 1997; Утченко С. Л. Цицерон и его время. - М., 1972; Цицерон М. Т. О государстве; О законах. - М., 1966.
А. Пахарев