Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Цивилизация политическая - состоит из полиэтнического населения, которое живет на отдельной территории и образует государство. Может существовать некоторое время в переддержавному состоянии, но как суррогат политической нации. С. п. существует многое в мире, самая известная (классическая) - США. Как правило, формируются цивилизации - государства, которые могут включать как несколько этносов, так и часть этноса, например, арабы образовали несколько цивилизаций - государств, то же самое можно сказать про славян и германцев.

В современной науке все более утверждается тезис, что каждая нация - это отдельная, уникальная цивилизация. Нации - цивилизации бывают разными - этнические, политические, интернациональные (перед тем, как стать политическими). В обществоведении постепенно сформировались две модели нации - цивилизации: гражданско-территориальная и этническая. Гражданско-территориальная модель формирования наций-цивилизаций в основу кладет гражданство и территорию. Этническая модель предпочитает этносу, языку, культуре этноса.

Нации - цивилизации развиваются не одинаково: одни проходят путь от этничности к политичности (немцы, итальянцы, украинцы, болгары), другие - от политичности к этничности (французы, англичане, русские, испанцы, бразильцы, США). Во втором случае политическая нация формируется не сама собой, спонтанно, а усилиями титульной (коренной) нации, которая втягивает в орбиту своих национальных интересов политически зависимые от нее этносы (в США и Бразилии титульными этносами стали не коренные народы, а переселенцы из Великобритании и Португалии). Путь от политичности к этничности нации может иметь разную длительность и форму, что зависит от конкретно-исторических условий и национального духа народа.

В процессе перехода от этапа политичности до состояния этничности каждая нация творит очаговую, региональную цивилизацию, которая является частью субрегиональной и мировой цивилизации. Нация, которая не стала очаговой, региональной цивилизацией, обречена на историческую смерть, оставление арены истории.

Сейчас "русский человек" (как гражданин Украины, частичка украинской политической нации) тоже живет в чрезвычайно шатком и невнятному социальном времени, зажата между "вчера" и "завтра", между европейской и евразийской цивилизациями (объединенная Европа и Россия). Эта аморфность, неостаточність и текучесть времени, безвременья и межицивілізаційності не может не сказаться на формировании личностной и массовой стратегии жизни, но формирование украинской нации-цивилизации происходит, хотя и слишком медленно.

М. Михальченко