Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Форма государственного правления - способ организации власти, согласно которому общество делится на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, на господствующие слои и подвластные. Собственно "форма" в данном случае касается определения того, как и каким образом осуществляется правление. В зависимости от этого Ф. д. п. подразделяют на авторитарные, тоталитарные и демократические. Попытки изучить и обобщить это явление предпринимались еще в античную эпоху. Так, Платон на основе обобщения Ф. д. п. пришел к выводу, что существует несколько типов правления, а именно: а) монархия - единоличное правление доброго человека, а ее искаженная форма - тирания; б) аристократия - правление нескольких хороших людей, ее искаженная форма - олигархия; в) демократия - правление многих или всего народа. Интересно то, что Платон не подает искаженной формы демократического типа, поскольку считает ее худшей среди других. Его преемник Аристотель изучал эту проблему и предложил свой вариант Ф. д. п. в зависимости от количества тех, кто при власти. Он считал, что государственное правление олицетворяется верховной властью в государстве, которое находится в руках или одного, или нескольких, или же большинства. Основываясь на этих принципах, он определял правления одного - монархией, нескольких - аристократией, большинству - політією. Согласно искаженной форме монархии является тирания, аристократии - олигархия, политии - демократия. За основу правильности Ф. д. п. Аристотель принимал критерий "общего блага". Он считал правильными те, которые, независимо от количества человек при власти, руководствуются принципом общего блага, а те, что имеют в виду собственную выгоду или благо правящих кругов - ложные и является отклонением от правильных. Следовательно, правильными по Аристотелю есть те Ф. д. п., которые выражают общие интересы: монархия, аристократия и полития, а неправильными и теми, которые отстаивают частные интересы, есть тирания, олигархия и демократия.

В эпоху Нового времени проблематикой Ф. д. п. занимались Т. Гоббса и Ш. Монтескье. Так, Т. Гоббс выделял три Ф. д. п. в зависимости от количества людей, в руках которых сосредоточена власть: правление одного - монархия, части граждан - аристократия, всего народа или большинства - демократия. Тиранию и олигархию он рассматривал как другие названия монархии и аристократии. Кроме того, в политическую науку для обозначения одной из худших форм правления он ввел понятие анархии - формы правления, при которой подверглись несправедливости во время демократического режима. Монтескье - преемник традиций Аристотеля в политологии, также выделял три формы правления - республику, монархию и деспотию. При республиканской форме правления верховная власть находится в руках или всего народа, или же его части. При монархии власть находится в одних руках, но на основе установившихся законов и обычаев; деспотическое правление также характеризуется единоличной властью, но вне закона и правилами. Итак, монархия предполагает правовую систему и легитимность, тогда как деспотия таких принципов лишена. Различие между подходами Аристотеля и Монтескье в этом случае заключается в том, что для первого аристократия и демократия - это две противоположные формы правления, тогда как для второго - это разновидности той самой формы - республиканской. Отличие лишь в том, что за аристократического правления правящая часть народа, а при демократическом - весь народ. Важно то, что в свою систему классификации Ф. д. п. Монтескье вводит этико - психологическую составляющую, согласно которой каждая форма правления базируется на определенном етосі общественного поведения: для республиканской формы - это благотворительность, монархии - честь, в деспотии - страх. Французский политический мыслитель не абсолютизировал выделении им формы правления, а рассматривал их в конкретно-историческом и цивилизационном контексте. Так, если республиканская форма правления, на его взгляд, была характерной для античных государств-полисов, то монархия - для современной ему Европы, а деспотия - для азиатских империй. Кроме того, он совершил корреляционный анализ между Ф. д. п. и размерами территории страны. Так, республика характеризуется незначительными по размерам площадями, монархия - средними, деспотия - значительными размерами империй.

Своеобразную типологию Ф. д. п. совершил М. Вебер, который предложил три формы организации власти исходя из принципа легитимности. Это традиционная форма правления, "харизматическая" и правовая. В современной политической науке приобрели популярность несколько типологических систем Ф. д. п., среди которых наиболее распространенной является классификация, предложенная Г. Алмондом,С. Айзенштадтом, Д. Петером. Среди российских исследователей свой подход предложил К. Гаджиев. Так, Алмонд рассматривает формы правления по цивилизационно-географическому принципу, выделяя типы англо-американский, континентально-европейский, за исключением Скандинавии и стран Бенилюкса, для которых присущи признаки обоих предыдущих типов, доиндустриальный ли напівіндустріальний тип, распространенный за пределами евро-американского региона, и тоталитарный. Классификация Айзенштадта охватывает: примитивные (первіснообщинні) системы, матримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, города - государства, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы, которые в свою очередь делятся на демократические, автократические, тоталитарные и слаборазвитые. Д. Петер предложил деление форм правления на четыре разновидности: диктаторскую, олигархическую, консервативно-представительную и прямую представительскую формы. Российский политолог Гаджиев, основываясь на принципах системного подхода и структурно-функционального анализа, выделяет две основные формы правления - либерально-демократическую и диктаторскую, каждая из которых подразделяется на несколько разновидностей правления в зависимости от национально-исторических традиций. Следовательно, либерально-демократическая форма правления делится на парламентскую республику, конституционную монархию, президентскую республику, смешанную парламентско-президентскую республику. Что касается формы правления диктаторского типа, то она предполагает авторитарное или тоталитарное правление, которые в свою очередь делятся на несколько разновидностей, а именно:авторитарная форма может существовать в таких вариациях - традиционная монархия, военно - политический режим, гражданская поддержка (бонапартизм) и как модернизационный проект. Тоталитаризм имеет три разновидности: большевистский, фашистский и нацистский.

Л. Шкляр