ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ - разновидность эвристических методов познания, при котором результат (прогноз, решение, оценка и т. д.) достигается через взаимодействие нескольких (многих) специалистов (экспертов). Ценность Е. м. с. состоит прежде всего в том, что с их помощью создается узаг. мнение специалистов, выявляются неявные особенности прогнозных задач и систематизируется разнообразная информация, необходимая для принятия решений.
В социологии разработка проблемы экспертного оценивания связана с необходимостью учета субъективной реальности (мысли, ценности, нормы, интересы, условные баллы и т. д.).
К тому же при решении соціол. проблем экспертизы нельзя абстрагироваться от того, что в этой науке оценка результатов познания идет не только критерием истины, но и аксиологии.
Э. м. с. применяются в различных формах, модификациях. Наиболее простой формой экспертного оценивания является согласование проекта решения, оформленного в виде какого-либо документа (распоряжения, указания, инструкции). Согласование проводится с ограниченным кругом специалистов, однако вероятность ошибки уменьшается. Необходимо лишь придерживаться правила: все замечания, возражения должны быть изложены в письменном виде, отказ от согласования без вероятного письменного объяснения не допускается. Еще одной разновидностью применения Э. м. с. является формирование специальных временных групп для выработки совместного решения по данной проблеме. В состав таких групп включаются специалисты из различных областей знания и наук, подразделений, в т. ч. тех, чьих интересов это касается. При таких условиях обеспечивается достаточно высокая эффективность работы таких групп.
Другой формой экспертного оценивания является деловая, профессиональная совещание. Исходная посылка при этом такая: коллективный разум "умнее" от самого умного из участников. Успех совещания зависит от компетентности присутствующих, умение ведущего мобилизовать их на решение обсуждаемой проблемы. Существует несколько простых, но важных правил, соблюдение которых обязательно для делового совещания. 1. К собранию необходимо собрать максимально возможный объем информации по проблеме, которую предполагается обсудить. 2. Исходя из имеющейся информации следует наметить возможные варианты решения (в первом приближении). 3. Повестка дня сообщается заранее. 4. На совещании не должно быть работников, которые по содержанию своей деятельности далекие от обсуждаемой проблемы. 5. Во время совещания сначала докладывается суть проблемы, в краткой форме предоставляется вся имеющаяся информация, указываются проблемы в информации, что заставили обратиться к "коллективному разуму". Целью обсуждения является получение новой информации, выявление суждений, предположений, которые дают возможность принять правильное решение.
Если неизвестны даже самые общ. подходы к проблеме и время не дает возможности осуществлять трудоемкие исследования, эффективным является применение метода "мозговой атаки" (брейн-сторминг). "Мозговая атака" или "мозговой штурм", является разновидностью совещания, отличная от класс, рядом особенностей. Выработка группового решения в процессе "мозговой атаки" происходит так: проблема формулируется обобщенно, но с выделением п центрального пункта (ядра проблемы); формируются две группы участников: одна генерирует идеи, другая отбирает ценные и нужные; формируется группа наблюдателей - секретарей; начинается "атака" с проблемы, которая требует решения; все идеи записываются, желательно так, чтобы они были все время в поле зрения участников; ведущий поддерживает все идеи, которые высказываются, стимулируя азарт умственного соревнования; группа оценки отбирает самые интересные (перспективные) предложения и на определенном этапе формулирует новое, более узкую задачу, ближе к цели. Цикл повторяется. "Мозговая атака" прекращается после получения результатов, пригодных для практ. проверки. Успех группового решения во многом зависит от ведущего, его умение обеспечить творческую атмосферу, раскованность мысли, смелость суждений.
Одним из наиболее эффективных Е. м. с. является метод Дельфи. Свое название он получил от города Древней Греции - Дельфы, где жили оракулы (мудрецы), которые прогнозировали развитие будущих событий. Прогнозы дельфийских оракулов принципиально отличались от пророчеств обычных проповедников, ведь они были обнародованы лишь после детального обсуждения на совете и досконального ознакомления всех членов с обстоятельствами дела. Современные специалисты возродили и стали применять принципы коллективного обсуждения и согласования различных мнений для прогнозирования и оценки перспектив развития науки и техники, социальной сферы. Обогащенный современными знаниями давний метод оценки будущих событий путем опроса экспертов стали наз. методом Дельфы.
Суть этой формы экспертного оценивания заключается в проведении ряда последовательных анонимных опросов группы экспертов по исследуемой проблеме. Опрос проводится на письме в несколько туров. В каждом туре дается оценка тех или иных возможных событий. При этом эксперты не вступают в контакт между лицом. Они даже могут не знать друг друга. После первого тура опроса группа аналитиков осуществляет обработку информации, полученной от экспертов. Обработка осуществляется по специальной методике, которая позволяет выявить преобладающий интервал оценок. Экспертов, чьи оценки - за пределами этого интервала, просят обосновать свою т. з. С их обоснованиями (не указывая, от кого они получены) знакомят остальных экспертов. Это делается для того, чтобы все эксперты, ознакомившись с результатами первого тура, смогли учесть незамеченные ими обстоятельства, или же те, которыми они пренебрегли. После этого проводится второй тур опроса и обработка полученных данных. Как правило, при этом разброс оценок становится меньше.
В третьем и четвертом турах все повторяется в той же последовательности. Оптимальный результат принимается за обобщенную мысль. Практика показывает, что проводить все четыре тура опроса не обязательно; если эксперты пришли к согласию в каком-то предыдущем туре, то опрос можно прекратить.
Дельфийская процедура, при использовании которой эксперты не имеют между собой контактов и высказывают независимые суждения, устраняет ряд недостатков, присущих таким групповым методам, как совещание, рабочая группа и даже "мозговая атака". Дельфийский метод адекватно подходит для ситуаций, когда срок принятия решения жестко не лимитируется и эксперты согласны давать ответы в несколько этапов, имея возможность изменять высказанную ранее т. с. Существенными недостатками дельфийского метода является его высокая трудоемкость и продолжительность процедур: для завершения полного цикла операций нужны десятки дней.
Чтобы избавиться от этих недостатков, применяют модификации метода Дельфи. Одной из них является дельфийская совещание. Методология класс, дельфийского процесса здесь остается , однако благодаря использованию ЭВМ и видеотерминалов открываются новые возможности. При решении прогностических задач (независимо от формы экспертного оценивания) наиболее применяемыми и "удобными" процедурами является ранжирование и непосредственная оценка проблем.
Вышеуказанные Е. м. с. применяются в социологии для составления перечня возможных событий в различных сферах жизнедеятельности общества за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных событий, которые произойдут; целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; альтернативных вариантов решения проблем с оценкой их приоритетности. При этом наиболее суровыми методами экспертных оценок являются те, что основаны на дельфийский процедуре. Но независимо от применяемой формы экспертного оценивания точность и надежность результатов экспертизы решающим образом зависят от качественно подобранной группы экспертов.