Принятие политических решений - любая политическая система имеет специализированные организации или круг лиц, которые уполномоченные правовым путем или санкционированные неформально принимать политические решения. В этом случае выделить их довольно сложно, поскольку эти субъекты политики находятся в тени. Указанные лица (персонально или в составе этих организаций) являются элитой определенной политической системы. А элита, в свою очередь, является субъектом власти и влияния.
Политическая практика имеет немало примеров, когда официальные правительственные институты, которые, на первый взгляд, должны нести ответственность за процесс принятия решений, реально являются марионетками.
Принятие политических решений - последовательность таких операций: постановка проблемы; сбор информации; выделение возможных альтернатив; выбор конкретной альтернативы решения проблемы.
Как правило, процесса принятия решений предшествует анализ проблемной ситуации. Каждая политическая система вырабатывает определенные процедуры их принятия. Скажем, в авторитарных или тоталитарных обществах источник власти - харизма лидера и средства обеспечения подчинения подчиненных часто отождествляются с процедурами принятия решений. Хотя такой подход совершенно не означает, что в этих обществах не используется рациональная техника принятия решений.
Наоборот, в четко выстроенной иерархической системе даже легче формализовать процесс принятия решений, по крайней мере на этапах постановки проблем и выделение альтернатив. Например, подход к составлению пятилетних планов в бывших социалистических странах является как раз попыткой формализации процессов управления общественным развитием. Другое дело, что в основном этот подход доводился до абсурда, когда сугубо местные, локальные проблемы можно было решать лишь с санкции центральной власти. Самый яркий пример: строительство в Киеве Дворца культуры "Украина" надо было "пробивать" в московских лабиринтах власти, а тогдашний лидер республики за самовольное строительство был даже наказан по партийной линии за то, что не "согласовал" своего решения Политбюро ЦК КПСС.
Существует три типа решений: фундаментальные, или стратегические, законодательные и административные.
Фундаментальные решения принимаются конституционным или насильственным, революционным путем. Они касаются статуса правящих лиц, органов (президента, парламента, правительства, судебных и прокурорских органов и др.), моделей принятия политических решений.
Законодательные решения принимаются уже в пределах конституционного поля или так называемой революционной законности, декларируемой как конституционной. Эти решения касаются статуса и прав большинства членов общества (иногда и всех граждан), приемов и процедур принятия решений в соавторстве. К такому типу решений относятся законы, указы президента, постановления парламента и правительства.
Административные решения касаются небольшого количества людей и могут издаваться в виде распоряжений, инструкций, приказов и т.д.
До лиц, принимающих решения, относятся индивидуумы, которые несут государственную или юридическую ответственность за определенные политические решения. Итак, это люди, которые образуют правящую элиту общества: парламентарии, чиновники, административные руководители всех уровней государственности и всех ветвей власти.
Правила принятия решений заключаются в соблюдении формальных и неформальных критериев, устанавливающих процедуры преобразования альтернативного проекта в принято решение, обязательное для исполнения. Это может быть конституционное большинство (двумя третями), голосования простым большинством (50 % + 1), рейтинговое голосование (принимается проект, набравший больше всего голосов, но не набрал 50 %), наконец, решение, что принимаются только при условии согласия всех лиц, которые имеют право голоса (консенсусное решение).
Головатый М. Ф. Искусство политической деятельности. - К., 2002; Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1998; Пойченко А. М. Политика: теория и технологии деятельности. - К., 1996.
В. Бебик