Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Правительство (англ. government - управление, правление; фр. gouvernment - управление)- высший орган в системе исполнительной власти государства, подчиненное парламенту и главе государства, который осуществляет государственное управление общественными делами, внедряет в жизнь решения законодательной власти и обеспечивает соблюдение установленных в государстве законов, наделенных для этого политической исполнительной властью. Самые распространенные названия. - "Кабинет Министров", "Совет Министров", "Государственный Совет", "Федеральный Совет" и т.д. - отражают их коллегиальный характер. Порядок формирования У. зависит от формы государственного правления. В странах с парламентскими и смешанными формами правления применяется парламентский способ формирования В., согласно которому парламент непосредственно осуществляет те или иные процедуры. Процедуры формирования У. предусматривают совместные действия законодательного органа и главы государства, хотя характер и последовательность их действий бывают разными. По своим политическим составом У. может быть однопартийным, коалиционным и беспартийным. Внепарламентский способ формирования У. применяется в президентских республиках, где правительство формируется президентом, а роль парламента при этом является незначительной. В парламентских странах члены У. обычно должны быть одновременно и депутатами парламента. В президентских республиках и республиках со смешанной формой государственного правления действует принцип несовместимости должности министра и депутатского мандата. Основными функциями В. является: а) функция общего руководства и управления делами в государстве ("распорядительная" или "управленческая" функция); б) функция исполнения законов; в) для выполнения законов У. от имени государства и с соответствующими полномочиями наделяется правом издавать собственные подзаконные акты общего характера, то есть он осуществляет нормотворческую функцию; г) законодательная деятельность, которая на конституционном уровне фиксируется как право законодательной инициативы (см. Правительственная правотворчество); д) У. не только осуществляет исполнение законов, принятых парламентом, но и сам имеет право разрабатывать и реализовывать разнообразные общегосударственные программы экономического, научно-технического, социально-культурного развития. Это право Кабинета Министров Украины фиксируется на конституционном уровне (п. 4 ст. 116 Конституции Украины). У. считается коллегиальным органом, который несет солидарную ответственность за принятые решения и осуществляемый курс. Основным действующим лицом У. является его глава. Весьма существенным в аспекте рассмотрения места и роли У. в осуществлении исполнительной власти имеет вопросы внутренней организации самого У. как коллегиального органа. Количественный состав и структура У. являются отличными в разных странах. В большинстве государств не существует четко установленного перечня министерств, за исключением разве что США и Швейцарии. Конкретный перечень министерств и количество членов У. преимущественно зависят от решения законодательного органа или главы государства, которые утверждают новый состав. Необходимо отметить, что государственным органом политического руководства в отдельных странах есть не весь В., а только так называемый кабинет, в состав которого в основном входят ведущие члены, которые возглавляют влиятельные министерства. В подавляющем большинстве стран мира конституции прямо не определяют структуру и количественный состав. На практике же номинальная численность У. небольшая и количество министров, которые входят в состав кабинета или других правительственных коллегий, лежит в пределах пятнадцати - тридцати человек. Однако эти цифры не являются абсолютными, поскольку в некоторых странах в состав кабинета нередко входят руководители различных ведомств, комитетов, агентств и других общегосударственных органов, а кое - представители региональных элит, крупного бизнеса и ученые. Для примера, если в США в состав кабинета всегда входили представители деловых и банковских кругов, то В. Французской Республики отличались значительным количеством ученых, ученых и других интеллектуалов, а в состав В. Российской Федерации включено самых влиятельных руководителей регионов страны. Анализируя структуру и состав кабинетов разных стран в разные периоды истории, можно отметить, что существует определенный классический перечень министерств, руководители которых непременно входят в состав правительственных коллегий. Это, прежде всего, министерства иностранных и внутренних дел, обороны, финансов и юстиции, руководители которых традиционно формировали состав кабинетов с самого начала развития современного государства. Впоследствии расширение функций государства обусловило вхождение в У. министров, ведающих экономикой, образованием, наукой и техникой, здравоохранением, социальными вопросами и т.д.

В. Малиновский