РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.2. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Общие положения
Транспорт - одна из важнейших отраслей национальной экономики, эффективное
функционирование которой является необходимым условием стабилизации, структурных преобразований
экономики, развития внешнеэкономической деятельности, удовлетворения потребностей
населения и общественного производства в перевозках, защиты экономических
интересов Украины.
В условиях коренного реформирования экономики Украины необходима взвешенная государственная
транспортная политика, которая учитывала бы особенности отрасли и ее роль в
процессах экономических и социальных преобразований.
Транспортно-дорожный комплекс (ТДК) - это система транспортных коммуникаций,
объединяет все современные виды транспорта.
За размещением и структурой они в целом отвечают внутренним и внешним
транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании
и модернизации для повышения качества транспортных услуг, особенно в
международном сообщении.
Экономический кризис в Украине обусловила значительное обострение ситуации на транспорте.
Продолжается спад объемов перевозок, критического уровня достиг финансовое состояние отрасли,
изнашивается материально-техническая база, что приводит к росту потребностей в
реконструкции, ремонте и технологическом обслуживании.
Неудовлетворительно решаются вопросы технических инноваций и технологической
модернизации, не удовлетворяются минимальные социальные потребности работников
области. Не в полной мере используются потенциальные возможности по ТДК
развития экспорта транспортных услуг.
Остаются нерешенными проблемы транспортной отрасли, которые характеризуются:
•
спадом спроса на грузовые и пассажирские перевозки, многократным ростом
цен на материальные ресурсы, что приводит к значительному снижению реальных доходов
транспорта;
•
низкой конкурентоспособностью ТДК на внешнем и внутреннем рынке;
•
нерешенностью вопроса относительно источников финансирования ТДК;
•
отсутствием иностранных и отечественных инвестиций в финансировании
технико-технологической модернизации развития транспорта;
•
недостаточной эффективностью функционирования ТДК, которая связана прежде всего с
медленным решением вопросов приведения в соответствие с объемами выполняемой
работы эксплуатационного персонала и основных фондов, транспортной
инфраструктуры, а также с содержанием непрофильных для отрасли объектов, низким
темпами внедрения ресурсосберегающих технологий;
•
несовершенством нормативно-правового обеспечения деятельности ТДК, медленным
решением вопросов унификации транспортного законодательства в соответствии с
международного права.