СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 12
Тема. Тематическая контрольная работа. «Словосочетание и предложение». Тестирование. Контрольное чтение молча*
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать навыки работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.
2. Выполнение учащимися тестовых заданий.
I вариант
Начальный и средний уровень
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений — это...
а) пунктуация;
б) орфография;
в) синтаксис; √
г) лексикология.
2. Укажите ряд словосочетаний:
а) наиболее красивый, очень красивый, самый красивый, красивый юноша;
б) нарисовать в альбоме, альбомный лист, в альбоме, альбом для художника;
в) солнце светит, солнечный день, небо и солнце, солнце на небе;
г) мои друзья, прийти к другу, относиться по-дружески, дружеская встреча. √
3. Укажите словосочетание с типом связи «управление»:
а) доблестный труд;
б) описываемые события;
в) щепотка соли; √
г) упорно стремиться.
4. Укажите словосочетание с типом связи «примыкание»:
а) сформулировать тезис;
б) желанный финиш;
в) охотно командовать; √
г) одиннадцать месяцев.
5. Укажите словосочетание с типом связи «согласование»:
а) мое предположение; √
б) аплодировать аккордеонисту;
в) способный к музыке;
г) довольный победой.
6. Укажите побудительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)
а) Меня мое сердце в тревожную даль зовет
б) Где ты, утро ранее, светлое мечтание
в) Спешите делать добрые дела √
г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду
Достаточный уровень
Выполните синтаксический разбор словосочетаний.
Чрезвычайно громко, возвращаться домой, глубокое уважение.
3 балла
Высокий уровень
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Кто словом скор, тот в делах редко спор».
Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске.
3 балла
II вариант
Начальный и средний уровень (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1. По типу подчинительной связи словосочетания делятся:
а) на простые и сложные;
б) управление, примыкание, подчинение;
в) распространенные и нераспространенные;
г) согласование, управление, примыкание. √
2. Укажите ряд словосочетаний.
а) светлее солнца, куда-нибудь подальше, идут учиться, падают листья;
б) буду рисовать, группа инженеров, наедине с книгой, говорить с учителем;
в) возвышаться впереди, право надеяться, приехать загорать, пение птиц; √
г) города и села, холодный дождь, в море лесов, осенняя сырость.
3. Укажите словосочетание с типом связи «управление»:
а) лелеять мечту; √
б) яйцо всмятку;
в) аккуратно писать;
г) шаг назад.
4. Укажите словосочетание с типом связи «примыкание»:
а) девочка с голубыми глазами;
б) усталый взгляд;
в) спросить о знакомых;
г) разговаривать улыбаясь. √
5. Укажите словосочетание с типом связи «согласование»:
а) рассеянный ветром;
б) слева от камня;
в) мясные консервы; √
г) довольный победой.
6. Укажите вопросительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)
а) Что может быть милей бесценного родного края √
б) Никогда я не жалею времени для подготовки стола к рабочему дню
в) Спешите делать добрые дела
г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду
Достаточный уровень
Выполните синтаксический разбор словосочетаний. восемнадцатое число, укрыться от мороза, очень интересно.
3 балла
Высокий уровень
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Дело толком красно».
Используйте разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.
3 балла
3. Проведение контрольного чтения молча.
1) Чтение текста учащимися.
Безмолвные свидетели былого
Таких музеев, как Пушкинский заповедник на Псковщине, нет больше на свете. В этом музее есть вещи Пушкина и его близких. Но не только это — есть небо, звезды, земля, деревья, травы, цветы, яблоки, птицы, звери и даже... люди. Всякий пришедший к Пушкину паломник — это тоже частица пушкинского бытия, его продолжение, это своеобразный, очень дорогой «экспонат».
После жизни Пушкина многое здесь переменилось. Таков непреложный закон бытия. Маленькая, кокетливая березка в Тригорском стала ныне старым дряхлым деревом, юные когда-то липы «аллеи Керн» в Михайловском превратились в инвалидов; одни стоят на подпорках-костылях, другие привалились друг к другу. Поредела ганнибаловская еловая аллея. Канули в лету «ель-шатер» и «береза-седло». Время унесло многое, воспетое Пушкиным.
Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди. Память — понятие емкое; здесь и само творческое наследие художника, и та среда, человеческая и материальная, в которой возникли его творения. И нет здесь ничего маловажного.
Я занимаюсь жизнью и творчеством Пушкина почти всю свою жизнь, но только сейчас начинаю постигать душу его вещей, тайну их эмоциональной наполненности.
Например, Пушкин пишет: «Люби сей сад с обрушенным забором.». И я ломаю голову: а что вызвало именно этот термин — «обрушенный», а не «ветхий», не «сваленный», не «гнилой»?
Или вы входите в кабинет поэта, там стоит кресло. Я долго думал, как ставил его для себя Пушкин? Ведь он был маленького роста... В какой позе ему удобнее всего было работать?
Нужно понять предназначение каждой вещи и через это подойти к пониманию внутреннего состояния своего героя: как он смотрел, поворачивал голову, держал перо, болтал ногами? Это все очень интересно, но необычайно сложно. Истинный вещевед, как писатель, должен перевоплотиться в своего героя, до мелочей понять его характер. Но если писатель может фантазировать, менять сюжет произведения, то вещевед обязан быть строгим документалистом.
Много лет провел я в Михайловском и его округе в той обстановке, в какой, как мне кажется, жил здесь когда-то Пушкин. Вокруг меня были те же сады, парки. Меня окружали вещи Пушкина.
Я зажигал свечу в его подсвечнике. Свеча горела на столе, и тени от нее зыбко трепетали на стенках его кабинета.
Я брал железную трость Пушкина и выходил с нею на балкон. Подолгу смотрел в окна на пасущихся лошадей. Сидел в кресле. Зажигал камин. Дрова горели, пылали, тлели... Я громко сам себе читал «19 октября», строфы Онегина...
Постепенно вещи становились со мною разговорчивее, и каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, стала мною восприниматься глубже, задушевнее и приближала меня к нему.
Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!
(422 сл.) (По С. Гейченко)
1. Пушкинский заповедник находится
а) на Псковщине; √
б) на Рязанщине;
в) в Подмосковье.
2. Своеобразными «экспонатами» Пушкинского заповедника являются:
а) вещи;
б) растения;
в) паломники. √
3. Прошедшие годы отразились прежде всего:
а) на состоянии дома Пушкина;
б) на внешнем облике деревьев; √
в) на рукописях поэта.
4. Истинный вещевед не имеет права:
а) фантазировать; √
б) ошибаться;
в) иметь свое мнение.
5. Какими вещами Пушкина пользовался автор текста?
а) Гусиным пером;
б) подсвечником; √
в) тростью.
6. Сидя у камина в кабинете Пушкина, автор:
а) изучал черновики поэта;
б) негромко пел;
в) читал сам себе стихи Пушкина. √
7. Закончите фразу: «Каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, ...»
а) становилась бессмертной;
б) приближала меня к нему; √
в) является шедевром.
8. В предложении «Дрова горели, пылали, тлели ...» использованы:
а) омонимы;
б) синонимы; √
в) антонимы.
9. Закончите фразу: «Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула...»
а) великолепны;
б) непревзойденны;
в) святы. √
10. Отметьте словосочетание, в котором использован эпитет:
а) творческое наследие;
б) маленький рост;
в) кокетливая березка. √
11. В словосочетании «время летит» используется:
а) метафора; √
б) сравнение;
в) аллегория.
12. Какова главная мысль текста?
а) Изучать вещи Пушкина очень интересно, но необычайно сложно;
б) понять назначение каждой вещи — значит лучше понять внутреннее состояние Пушкина; √
в) вещевед обязан быть строгим документалистом.
4. Организационный момент.
(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить текст возможного диалога с товарищем о правописании сложных прилагательных.
__________________________________________________________
* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.