Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

Вступление

В течение нескольких уроков мы слушали, пели, анализировали народные песни и определяли принадлежность их к разным жанрам украинского песенного творчества. Оказывается, она очень богата, и это можно использовать, составляя современную музыку.

Сегодня мы услышим некоторые из народных песен, использованных в профессиональных произведениях выдающихся украинских композиторов. Сначала послушаем отрывок из оперы основоположника украинской национальной композиторской школы Николая Лысенко «Тарас Бульба».

Вспомним, что опера - это вид театрального искусства, в котором объединена инструментальная музыка с вокальной.
Попробуйте услышать и определить в следующем отрывке знакомые интонации.

Слушания. М. Лысенко. Опера „Тарас Бульба” (увертюра)

Анализ прослушанного произведения
Мы прослушали вступление к опере - увертюру. Ее, как правило, исполняет оркестр. Увертюра вводит слушателя в круг идей, настроений, будут разворачиваться в произведении.
Николай Лысенко ввел мелодию песни «Засвіт встали козаченьки», авторство которой приписывают Маруси Чурай, в увертюру к историко-героической оперы «Тарас Бульба».

Зная, что увертюра настраивает на дальнейшие события, Лысенко хотел утвердить основную идею произведения - борьба казачества против социального и национального порабощения украинского народа и, наверное, считал, что именно эта песня может представить казачество как можно глубже.

Сведения о сюжет оперы „Тарас Бульба”
Послушайте краткое содержание сюжетной линии оперы «Тарас Бульба»
.

Киев. Площадь перед Братским монастырем. Появляется Кобзарь, поет. Народ прислушивается к его пению. Последние его слова: «Запасаймо же товарища острого в халяву: надо будет спасать свою волю и еще и славу!» - вызывают одобрение и поддержку среди людей. И появление польских комиссаров сразу меняет ситуацию - Кобзарь все переводит на шуточную песню.

Дом Тараса Бульбы. В разгар пения и разговоров Тарас поддерживает мнение ехать на Запорожье, потому что там - настоящая жизненная наука для его сыновей Андрея и Остапа.

Запорожская Сечь. Тарас упрекает казакам за бездействие, учит избрать на место другого атамана. Наконец перед ним становится отважный и честный человек - Кирдяга. Когда завершился обряд избрания кошевого, приезжает посланник, возвещающий о издевательства поляков над простым людом. Совет принимает решение идти в поход.

Ночь. Осада казаками города Дубно, где уже начал царить голод. Андрей, влюбленном в дочь польского воеводы, не спится. Как помочь ей? Он решается перейти во вражеский лагерь; собирает из телег припасы и потайным ходом идет в город.

В казацком лагере Тарас обращается к казакам с речью, в которой призывает к выполнению священного долга - защите родины. Предоставляется приказ взять город штурмом. И приходит известие об измене Андрея. Отец не может поверить в это. Он решает наказывать предателя собственной рукой и убивает сына. Остап прощается с телом брата и идет в бой. Казаки штурмуют стены города Дубно.

Сведения о увертюру к опере „Тарас Бульба”

Увертюра к опере «Тарас Бульба» состоит из трех тем. Начинается героической, закличною темой, которую исполняет группа духовых инструментов. Далее музыка быстро развивается, появляется вторая лирическая тема песенного типа. Она льется как полноводный поток могучей реки.

Торжественный шаг третьей темы на мелодию песни «Засвіт встали козаченьки» заключает предварительный развитие музыки.
Мы уже узнали содержание оперы и проанализировали построение увертюры. Теперь еще раз прослушайте ее и проследите за развитием темы.

Повторное слушание. М. Лысенко. Опера „Тарас Бульба” (увертюра)

Сведения о образ народа в опере „Тарас Бульба”
Большое значение в опере «Тарас Бульба» Николай Лысенко уделил образу народа, для создания которой он использовал фольклор.
Таким образом мы вернулись к теме урока („Использование народных мелодий в творчестве композиторов”).
В одной из сцен оперы хор поет песню «Слава нашим хозяевам», начальные слова которой взяты из одноименной украинской щедривки.
Прослушайте щедривку «Слава нашим хозяевам» и определите ее характер.

Демонстрация щедривки „Слава нашим хозяевам”

Разучивание колядки „Слава нашим хозяевам”

Торжественно, возвышенно выполнена щедровка. Такие песни звучат в домах украинцев 13 января, накануне Нового года (по старому стилю). Щедровальники, зайдя в дом, исполняли величальные песни хозяину и хозяйке, их сыну и дочери, другим родственникам.

Разучите эту щедривку. Обратите внимание: мелодии запева и припева повторяются.
1. Слава нашим хозяевам,
Что так хорошо нас принимали.
Припев:
Щедрый вечер! Добрый вечер
Добрым людям на здоровье.
2. Что так хорошо нас принимали,
Медом-пивом угощали.
Припев.
3. Пусть будет вот эта встреча
Между нами не последняя.
Припев.
4. Многие лета Вам прожить
Мы желаем на прощание.
Припев

Караоке. Песня «Слава нашим хозяевам»

Итоги урока

Следовательно, знания, полученные на уроках музыки, дают нам основание утверждать, что композиторы в своих профессиональных произведениях используют мелодии украинских народных песен. Это мы увидели, в частности, на примере отрывка из оперы основоположника украинской национальной композиторской школы Николая Лысенко «Тарас Бульба».