ТЕМА 3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (9 ЧАСОВ)
Урок 12
Функции и состав операционной системы. Классификация операционных систем
Цель:
· ознакомить учащихся с функциями и составом ОС, классификации операционных систем, особенностями ОС Windows;
· научить учащихся загружать и завершать работу с ОС;
· совершенствовать навыки и умения выделять главное при работе с учебником;
· воспитывать человека, способного учиться на протяжении жизни, используя различные носители информации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. По какому правилу выбираются названия файлов и каталогов? Что называют расширением файла?
2. Какая из частей названия файла является обязательным?
3. Отметьте в приведенном строке название устройства, спецификацию, расширение, имя файла и путь к нему.
C:\WINDOWS\SYSTEM\AFVXD.VXD
4. Что называют шаблоном?
5. Приведите примеры имен файлов, которые соответствуют приведенным шаблонам.
6. Запишите полное имя файла Пример.doc, Слова.doc, Сценарий.doc, используя указанную схему.
II. Изучение нового материала
1. Мини-лекция учителя
Наиболее популярны три семейства операционных систем для персональных компьютеров: Windows и UNIX для IBM-совместимых компьютеров и MacOS для компьютеров Makintosh. Операционные системы Windows выпускаемых корпорацией Microsoft, системы семейства UNIX - различными производителями, в том числе и бесплатно. Широко используется операционная система Linux, которая входит в состав семейства UNIX. MacOS поставляется фирмой Apple.
Некоторые специалисты считают, что операционные системы семейства UNIX более надежные и производительные, чем Windows. Недостатком систем UNIX является сложность установки и настройки, а также меньшая, по сравнению с Windows, количество предназначенных для нее прикладных программ.
Современные операционные системы персональных компьютеров предназначены для решения практически одинаковых задач с использованием оборудования со схожими характеристиками, поэтому сами операционные системы похожи друг на друга структурой и набором функций.
2. Работа с учебником
Проработать материал учебника и заполнить таблицу.
Как классифицируются операционные системы в зависимости от различных параметров (см. таблицу)? Приведите примеры конкретных операционных систем для каждого вида.
Критерий классификации |
Класс операционной системы |
Примеры конкретных ОС |
Количество задач, которые одновременно выполняются |
однозадачні
многозадачные |
MS DOS
Windows |
Количество пользователей, одновременно работает в одной ОС |
|
|
Место расположения основных модулей |
|
|
3. Изучение функции и состав операционной системы с помощью компьютерной презентации
III. Закрепление материала
Опишите назначение основных модулей операционной системы.
Название модулей |
Назначение |
Базовый модуль (BIOS) |
|
Командный процессор |
|
Служебные программы (утилиты) |
|
Драйверы внешних устройств |
|
IV. Практическая работа
Загрузки и завершения работы операционной системы.
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Проработать материал учебника; составить схему, которая отражает особенности ОС Windows.