География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 9 КЛАСС

РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО

 

УРОК 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ

 

Ожидаемые результаты: ученик определяет существенные признаки понятий «внутренний национальный продукт», «национальный доход»; называет цели и задачи устойчивого развития; основные показатели социально-экономического развития страны; сравнивает уровень социально-экономического развития Украины с другими странами; анализирует статистические данные.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник географии, атлас, карта «Хозяйство», статистические данные о валовой внутренний продукт Украины и других стран мира.

Опорные понятия: экономический потенциал, природные ресурсы, производственные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, валовой внутренний продукт, национальный доход.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Вы хорошо знаете, что Украина занимает благоприятное географическое положение, хозяйство страны обеспечена многими видами ресурсов, в стране живут трудолюбивые и образованные люди. Сегодня вы узнаете о других составляющих экономического потенциала Украины и выясните, почему они не всегда эффективно работают. Ответ на этот вопрос жизненно важен для вас, ведь от нее зависит уровень экономического развития страны, качество жизни вашей семьи, ваше будущее жизни.

 

II. Актуализация опорных знаний

- На какие полезные ископаемые богатые недра Украины?

- Можно сказать, что хозяйство хорошо обеспечено водными ресурсами? Объясните свой ответ.

- Что такое земельные, лесные и климатические ресурсы? Дайте оценку обеспеченности Украины этими ресурсами.

 

III. Изучение нового материала

1. Составляющие экономического потенциала страны

Основу экономического потенциала страны составляют различные виды ресурсов - это созданные людьми средства труда (станки, инструменты, различное оборудование, компьютеры, производственные здания, транспортные средства, материалы), трудовые ресурсы и финансовые ресурсы.

- Можно сказать, что в обеспеченности производственными ресурсами возникает парадоксальная ситуация: имея избыток разнообразного оборудования, экономика Украины недостаточно им обеспечена? Объясните свой ответ.

2. Показатели социально-экономического развития. Показатели качества жизни

Для оценки социально-экономического развития страны рассчитывают валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный продукт (НП).

Украина имеет показатель ВВП на душу населения в размере 6 848 долл. США на год.

Понятие о национальный продукт отличается от валового внутреннего продукта тем, что включает средства, заработанные национальными производителями за пределами своего государства.

Понятие «качество жизни» содержит в себе количество потребленных материальных благ, уровень удовлетворения духовных потребностей, долголетия, состояние окружающей среды, соблюдению прав человека, социальное равенство. Как интегральный показатель качества жизни чаще всего используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

3. Проблемы устойчивого развития Украины

Украина принадлежит к странам с высоким хозяйственным освоением территории. На многих из предприятий эксплуатируется морально устаревшее и физически изношенное оборудование. Это обусловило интенсивное потребление энергоносителей, рудных полезных ископаемых и воды; привело к высокому уровню загрязнения компонентов природы, значительных выбросов загрязняющих веществ и увеличению вероятности возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций.

 

V. Закрепление материала

- Обоснуйте связь, что существует между показателями ВВП и уровнем развития образования и здравоохранения в стране.

- Какие цели концепции устойчивого развития? Чем отличается рациональное от нерационального природопользования?

 

VI. Домашнее задание

Для записей: