Раздел Х
Культура послевоенного
времени
ОБРАЗОВАНИЕ
Первоочередным делом в послевоенный
период стала работа учреждений образования, науки и культуры как неотъемлемой составляющей
нормализации жизни. Еще во время военных действий вслед за освободительной походкой
воинских частей началось восстановление школ, высших учебных заведений, театров,
издательств, культурно-просветительных учреждений и производственных структур.
Исключительное внимание уделялось учреждениям
народного образования. В Украине распространилось движение за восстановление разрушенных школ,
сооружение новых методом народной восстановления. Если на конец
1943/44 учебного года работало лишь 12802 начальные, семилетние и средние
школы, где обучалось 1770 тыс. учащихся, то с освобождением всей Украины на начало
1945/46 учебного года работало уже 30512 школ, где обучалось 1851 тыс.
детей.
Свидетельством государственной заботы о повышении
общеобразовательного уровня населения является переход в 1953 г. к обязательной
семилетнего образования и отмены в 1956 г. платы за обучение. Было открыто
вечерние школы рабочей и сельской молодежи, которая не смогла получить образования в
дневной школе. Так, в 1948 г. в республике без отрыва от производства обучалось
185 тыс. молодых работников. В 1950-1951 гг. было 4896 школ рабочей и
сельской молодежи, где обучалось 343,3 тыс. учеников.
Особое значение приобретала
проблема педагогических кадров. В 1945/46 учебном году в школах работало
лишь 182 тыс. учителей при необходимости 245 тыс., причем более 40 % из них вообще
не имели педагогического образования. Основной базой подготовки учителей в послевоенные годы
были учительские институты, а после 1950 г. - педагогические, которые готовили
учителей для 5-10-х классов и педагогические училища - для начальных. Было
созданы также специальные педагогические классы при 177 средних школах республики,
которые за первые 5 послевоенных лет подготовили 2,6 тыс. учителей. В результате
принятых мер количество учителей в республике из года в год увеличивалась. Уже
на начало 1950 г. в общеобразовательных школах работало 291,3 тыс. учителей, а в
1960 г. - около 408 тыс. В 50-х годах педагогические кадры готовились в 7
университетах, 36 педагогических институтах, 43 педучилищах. С 1956 г. они
начали готовить учителей широкого профиля, которые могли преподавать не только основные,
а и родственные дисциплины.
Много внимания уделялось повышению
профессиональной квалификации, это задача реализовали республиканский Институт
повышение квалификации руководящих работников народного образования и областные
институты усовершенствования учителей.
На конец 1943/44 учебного года
было осуществлено реэвакуации вузов. На время освобождения Украины от врага, то есть в
октябре 1944 г., дверь открыли 113 вузов и 455 техникумов, в которых на
стационаре учились 101 тыс. студентов и 96 тыс. учеников. Кроме отстроенных
вузов, которые работали до войны, было создано 16 новых высших учебных
заведений.
В послевоенное время формировалась образовательная
система в Западной Украине. До начала 50-х годов в Западную Украину было
направлено более 35 тыс. учителей из Восточной Украины. Галичина, Волынь и
Буковина имели самый высокий процент украинских школ - свыше 93 %. В 1946-1947 гг.
здесь было создано 22 вузы, среди них Ужгородский университет, мединституты
Черновицкий, Ивано-Франковский и др. В 24 вузах Западной Украины в 1950 г.
обучалось свыше 30 тыс. студентов.
В период 1950-1959 гг. количество
студентов в Украине увеличилась с 201,9 до 643,8 тыс. Было осуществлено укрупнение
вузов, в результате из 160 их стало 140, что способствовало консолидации
научно-педагогических сил, укреплению вузовских кафедр, эффективному использованию
средств. В 1958/59 учебном году работало 50 вечерних и заочных 194
отделение при стационарных вузах, один вечерний и один заочный вузы. У них
без отрыва от производства обучалось 168,5 тыс. студентов. Это почти в четыре
раза больше, чем в 1950/51 учебном году.
Осуществлялась подготовка
научно-педагогических кадров для вузов. В высшей школе Украины в 1958 г.
работало 805 докторов и 8103 кандидатов наук. С каждым годом увеличивалось
количество преподавателей вузов, которые принимали участие в научно-исследовательской работе кафедр.