Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - метод получения информации об изменении социального объекта в результате целенаправленного воздействия на него контролируемыми факторами (переменными). Э. с. является развитием метода наблюдения, но если наблюдения - это пассивный метод сбора информации, то Э. с. предполагает активное вмешательство в функционирование объекта. Его проведение связано с поиском причинно-следственных отношений изучаемых явлений. Суть Э. с., его направленность на доказательства или опровержения гипотез исследования совпадает с естественно-науч. экспериментом. Но есть и отличие, которое в значительной степени сужает область применения эксперимента в социологии: объект соціол. исследования - люди, которые образуют определенные группы с устоявшейся структурой и отношениями. А поскольку проведение Э. с. всегда связано с активным воздействием на объект, что ведет к его переструктурирование, то планировать его можно только тогда, когда есть уверенность, что это влияние не будет ограничивать интересов его участников.

Ценность информации, полученной в результате проведения Э. с., в том, что она не просто описывает объект, но и позволяет объяснить наличие и развитие определенных связей, отношений, процессов.

Э. с. основывается на разработке определенной гипотетической модели изучаемого явления. На ее основании явление описывается как система переменных, среди которых выделяют независимые и зависимые. Независимая переменная - это тот новый фактор, который вводится в деятельность экспериментальной группы. Он должен иметь такие качества, как устойчивость, самостоятельность и возможность оказывать влияние на объект исследования. Зависимой переменной наз. такой фактор, который изменяется под воздействием независимой переменной.

Для проведения Э. с. необходимо создать определенные условия их совокупность называется экспериментальной ситуации. Экспериментальная ситуация должна гарантировать, что именно исследуемый фактор, а не какой-то другой, является причиной зафиксированных изменений в объекте.

Э. с. различают по: а) способу введения независимой переменной; б) по характеру логической структуры доказательства гипотезы; в) методом отбора контрольной группы; г) уровнем требований к ситуации эксперимента.

По способу введения независимой переменной Э. с. разделяют на искусственные, природные и эксперименты ex post facto. Искусственный - при проведении которого независимая переменная вводится искусственно. При естественном эксперименте независимая переменная появляется естественно и независимо от экспериментатора. Эксперимент ex post facto в прямом смысле не проводится Причинная связь уже имеет место, и исследование направлено на сбор и анализ данных о произошедших событиях, о условия и предполагаемые причины изменений.

В зависимости от логической структуры доказательства гипотезы выделяют параллельный и последовательный эксперименты. При параллельном эксперименте создается экспериментальная группа, на которую воздействуют независимой переменной, а затем сравнивают состояние этой группы с контрольной группой, которая такому воздействию не подвергалась. При последовательном эксперименте изучают состояние той самой группы до и после введения независимой переменной.

Отбор контрольной группы чаще всего осуществляют или по частоте распределения признаков, или попарным способом. При частотном распределении отбор контрольной группы осуществляют путем приближения частот распределения признаков, которые интересуют исследователя, в контрольной и экспериментальной группах. Попарний отбор заключается в том, что экспериментальная и контрольная группы добираются из пар участников на основании сходства признаков - один попадает в экспериментальной группе, другой - к контрольной.

По уровню требований к ситуации эксперименты делятся на лабораторные, полевые и чистые. Полевой эксперимент проводится при естественных условиях, обычных для деятельности группы. Для лабораторного создают специальные условия. Чистым эксперимент наз. тогда, когда участники не знают о его проведении.

Главным опыты документом при проведении эксперимента является его протокол, В нем указывают наименование темы экспериментального исследования и время его проведения, описывают экспериментальную и контрольную группы по таким параметрам, как принцип отбора, социально-демогр. состав группы, вид ее профессиональной деятельности и функции отдельных членов, уровень знаний участников о задачах и условиях эксперимента, их отношение к нему. Затем анализируется обстановка до введения экспериментального фактора. В протоколе должно быть указано, какие показатели выделены как независимые и зависимые переменные, а также с помощью каких процедур фиксируются данные по всех контролируемых переменных. Далее отмечают начало действия экспериментального фактора и как повлияла экспериментальная ситуация на поведение участников эксперимента.

Сфера использования экспериментального метода в соціол. исследованиях расширяется, но эффективность его использования напрямую связана как с глубиной теорет. знаний об объекте экспериментирования, так и с развитием методов и техн. средств проведения эксперимента.