Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889 - 1975)- британский историк, социолог и философ, представитель философии культуры, один из классиков цивилизационной философии истории, автор одного из вариантов концепции локальных цивилизаций. Образование получил в Оксфорде. Основной труд его жизни - 12-томное "Исследовании історії1" (1934 - 1961), в которой он на основе обобщения огромного массива исторических данных, используя научную процедуру классификации, разработал, обосновал и изложил оригинальную концепцию всемирно-исторического процесса. Находясь под влиянием Шпенглера, Тойнби стремился переосмыслить общественно-историческое развитие общества в духе теории круговорота локальных цивилизаций.

Исходные методологические принципы философско-исторической системы Тойнби: 1) убеждение в несостоятельности универсалистского прогрессизма, понимание и неравнодушное восприятие надлома современной техногенной цивилизации и перспективы гибели ее достижений; 2) социокультурный плюрализм, с позиций которого история предстает как множество культурно-исторических форм.

Общественная жизнь как естественный процесс, по Тойнби, является совокупностью дискретных единиц социальной организации, которые определяются термином "цивилизация". Используя понятийно-категориальный аппарат "философии жизни" Бергсона, ученый рассматривает основные фазы исторического существования цивилизации: возникновение, рост, надлом и разложение. "Возникновение" и "роста" он связывает с энергией "жизненного порыва", а "надлом", "упадок", "разложение" толкует как следствие исчерпания жизненных сил". Весь этот путь от начала до завершения суждено пройти не всем цивилизациям - одни из них погибают, не достигнув расцвета, другие останавливаются в развитии. Каждая цивилизация, пройдя в своем развитии определенные стадии, обычно гибнет, уступая место другой.

Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он насчитывал их 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых). Социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, Тойнби считал аналогичными, а потому пытался на этой основе сформулировать определенные формальные "эмпирические законы" повторяемости общественного развития, которые бы позволили предсказать основные события в недалеком будущем.

Тойнби признавал уникальность и неповторимость каждой цивилизации, в создании которых существенную роль играют географические условия, в которых, согласно его концепции привязывается исторический процесс. Отсюда - его интерес к анализу собственно исторических факторов. Динамика цивилизации (ее возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", то есть каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на " вызов" исторической ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства", которое властвует сначала силой своего авторитета, выдвигая новые идеи, самоотверженно воплощая их в жизнь, увлекая других и побуждая их к действиям. Тойнби называл "творческое меньшинство" движущей силой развития цивилизаций, носитель мистического "жизненного порыва", которое, удачно отвечая на различные исторические "вызовы", привлекает за собой "инертную большинство".

Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философскую концепцию смысла жизни. Со временем правящая элита трансформируется в замкнутую, самовідтворювану касту, постепенно ухудшается ее состав. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историческую проблему, "творческая элита" превращаются в господствующее меньшинство, которое навязывает свою власть силой, а не авторитетом. В этих случаях ее опорой становятся материальные инструменты власти, и прежде всего - сила оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", ее неспособность справиться с новыми проблемами (а именно: 1) с осознанием большинством несправедливости социального строя; 2) с увеличением количества " внутреннего пролетариата" - слои людей, которые ведут паразитическое существование и постоянно готовы к проявлению недовольства и возмущения; 3) с увеличением количества "внешнего пролетариата" - народов, которые не успели сделать решающего прыжка, отделяющая первобытное общество от цивилизации) приводят к "надлома" цивилизации. Со временем (если болезнь своевременно не лечится) отчужденная масса населения ("внутренний пролетариат") вместе с варварской периферией ("внешним пролетариатом") в конце концов разрушат эту цивилизацию, если она раньше не погибнет от военного поражения или от природных катастроф. Однако не существует обреченности развития событий, ведь, по Тойнби, гибели цивилизации способна предотвратить рациональная политика правящего класса.

Так, стремясь ввести в свою концепцию элементы поступательного развития, Тойнби рассматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой синкретической религии будущего.

Концепция Тойнби является идеалистической ответом на позитивистский эволюционизм; она является также своеобразной альтернативой "европоцентризма". В своих дальнейших трудах, особенно в диалоге с японским ученым Д. Ікедою (1976), Тойнби все чаще обращается к социальным проблемам постиндустриального Запада. По его мнению, выход из глубинных внутренних противоречий капиталистической системы и конфликта между Западом и "третьим миром" возможен через духовное обновление, отказ от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей, а также в возрождении гармонии между человеком и природой. Тойнби с пониманием относился к национально-освободительных движений, поддерживал принципы мирного сосуществования и взаимопонимания между Западом и странами социалистического лагеря.

Идеи А. Тойнби в значительной степени повлияли на социальную философию и общественное сознание второй половины XX в. и получили популярность и понимание среди интеллигенции многих стран мира.

Тойнби Арнольд. Исследование истории: В 2 т. - К., 1995; Семенов Ю. Н. Социальная философия А. Тойнби. - М., 1980; Маркарян Э. С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962; Конрад Н. Ы. Диалог историков // Он же. Избр. труды. - М., 1974; Рашковский Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно - исторической концепции А. Дж. Тойнби - М., 1976; Григорян Б. Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. - М., 1978; Губман Б. Г. Смысл истории. - М., 1991; Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. - М., 2003; Кто есть кто в европейской и американской политической науке. - Львов, 1997; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт - сост.: Андрущенко В. П. и др. - К., 2002.

Г. Калінічева