Бабувізм - общественно-политическое движение и идеологическое течение левого крыла Великой французской революции. Название происходит от имени казненного революционного деятеля Гракха Бабефа (1760 - 1797). Бабувісти были сторонниками решительных революционных методов борьбы: вооруженного восстания, "настоящей революционной диктатуры", полного равенства, они отрицали частную собственность. Бабеф и его сторонники в 1795 г. создали организацию ;Заговор равных и исповедовали принципы: "настоящей равенства, обобществления имущества, общественного производства и потребления". Бабеф и бабувісти в "Манифесте равных", "Акте о восстании" и проектах законов, в частности земельного, отстаивали необходимость внедрения "революционной диктатуры" беднейших слоев общества в форме национального собрания, ликвидацию любого различия между людьми, кроме различий в возрасте и пола. Бабувісти выдвигали требование принудительного труда для врагов народа и несогласных с режимом власти. Руководящим принципом идеальной республики должна быть "строгая равенство" и императивная требование "запрещено все, что не может быть предоставлено каждому".
Революционное движение. - самый яркий пример ранньобуржуазної революции, когда на авансцену борьбы вышел передпролетаріат, когда высокие идеалы равенства, свободы и гражданских прав, которые провозгласил Робеспьер, столкнулись с противоречиями французской действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе "Святое семейство" отмечали, что "бабувісти были грубыми, неразвитыми материалистами, но и развитый коммунизм берет свое начало непосредственно от французского материализма". Одновременно Б. отличало от всех предшественников утопического социализма то, что они прошли большую школу революционных испытаний, имели огромный опыт политической борьбы с 1789 до 1795 гг., опыт непосредственного участия в революционной борьбе, теоретическое осмысление событий и последствий революционных потрясений привели к весьма радикальным выводам - переоборудование общества на новых, коммунистических началах. Однако их коммунизм был егалітарним, то есть уравнительным, неразвитым.
Анализ документов Б., в 1828 г. опубликовал один из участников "Заговора равных" Ф. Буонарроти в книге "Заговор во имя равенства", свидетельствует о том, что вопрос о восстании и выступление народных масс они понимали весьма широко и долго и тщательно разрабатывали тактику их проведения, вели подготовку к всеобщему восстанию. Об этом свидетельствуют "Манифест равных", "Акт о восстании" и другие документы. Такие революционные деятели, как Бабеф, Антонель, Сильвен, Марешаль, Лепелатьє, организовали тайную директорию общественного спасения и решили объединить разрозненные части демократического движения для единого руководства. Тайная директория правильно определяла роль и значение Парижа как главного революционного и политического центра Франции, который в случае победы восставших способен дать огромный импульс революционным преобразованиям в стране. Заговорщики отличали значение армии и военных подразделений, роль газет и мобилизационных мероприятий.
Заметим, что в последующие годы публикация книги Ф. Буанарроті дала значительный импульс к распространению идей Б. Идеи и тактика борьбы этой революционной течения вдохновляли деятельность многих тайных французских обществ XIX в. в Париже, Лионе, Тулузе и других городах. Так, в течение сороковых годов XIX в. во Франции действовали тайное общество "работников егалітаріїв", состоявшее преимущественно из рабочих и возникло в 1840 г., тайное общество вокруг газеты "Защитник человека" (1841 г.) и др. Б. существенно повлияли на формирование мировоззренческих основ и революционной деятельности В. Л. Бланкі и его последователей. Также личное влияние Бабефа в разной степени ощутили на себе представители французского социализма первой половины XIX в. - Тест, Вуайс, д'аржансон, Распайль, Кабе, Луи Блан и др. Движение бабувістів составлял значительный этап домарксового коммунизма.
Показательно, что идеи и тактика заговоров, вооруженной борьбы, которые исповедовали бабувісти, вдохновляли деятельность многих тайных организаций в XIX в. не только во Франции, но и во многих других странах.
Волгин В. П. Место бабувизма в истории социалистических идей. Французский ежегодник. - М., 1960; Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. - М., 1974; Долин В. М. Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-94). - М., 1963; Левандовский А. П. Первый среди равных: Повесть о Гракхе Бабефе. - М., 1986; Щеголев П. П. Заговор Бабефа. - Л., 1927; Ципко А. С. Идея социализма. - М., 1976.
А. Кудряченко