Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Бабеф (Гракх) Франсуа (Francois Babeuf (Gracchus), 1760 - 1797) - французский политический деятель, идеолог уравнительного коммунизма, которого прозвали Гракхом за сходство его аграрной программы с требованиями римского государственного деятеля II в. до н. э. Именем Б. назывался движение его сообщников и последователей - бабувістів, а именно - левое крыло Великой французской революции.

Б. родился в бедной крестьянской семье в Сен-Квентині, работал землемером, затем занимался политической журналистикой и находился на других работах, перед революцией 1789 г. впервые приехал в Париж и организовал газету "Пікардійський корреспондент", позже как администратор занимался благоустройством феодальных архивов. После падения якобинской диктатуры в 1794 г. организовал газету "Tribun du Peuple" ("Трибун народа"). Он помогал бедноте, вел пропагандистскую деятельность, был активным сторонником республики. По фальшивому обвинению его приговорили к многолетнему заключению. Б. в 1792 - 1793 гг. начал называть себя Каміллом-Гракхом и добивался пересмотра своего приговора, что произошло только в 1794 г. Весной 1796 г. он создал тайную организацию "Заговор равных", за что его снова арестовывают. Бабефа и Дарте на суде в качестве главных организаторов и идеологов заговора приговорили к страти. их было гільйотиновано в Вандомі, а остальных участников заговора суд оправдал.

Свои взгляды Б. изложил в речах и статьях, которые были опубликованы в созданной им газете. В соответствии с собственным мировоззрением и опираясь на Морелли, Гракх Бабеф выступал борцом за новый справедливый общественный строй. Однако если Морелли считал, что такой порядок (первобытного коммунизма) уже существовал и надо бороться за его возвращение, то Б. отрицал такой тезис и призвал к решительной борьбе за будущий коммунистический строй. Последний, по его утверждению, станет результатом торжества Разума, долголетней труда и размышлений. Будущий общественно-политический строй должен соответствовать естественному состоянию первобытных людей и естественному праву, которые должны быть завоеваны в длительной и напряженной борьбе с эксплуататорами. Б. считал Французскую революцию последним эпизодом вечной борьбы "между плебеями и патрициями, между бедными и богатыми". Одновременно Б. с гибелью Робеспьера связывал возвращение Великой французской революции назад, утверждал, что она "не доведена до конца..."

Б. вместе со своими сообщниками по организации "Заговор равных" подготовил документ "Акт о восстании", который освещал весь спектр взглядов и представлений его авторов. В нем отмечалось, что вооруженное восстание необходимо осуществить для восстановления конституции 1793 г. Восставшие народные массы должны захватить все правительственные учреждения, подавить сопротивление сторонников тирании, конфисковать все имущество эмигрантов, мятежников и прочих врагов народа, а также получить обратно все имущество, что было заложено беднотой в ломбардах. Сторонники Б. считали, что на переходный период власть должна перейти к временному правительству - революционной диктатуры "национального собрания". Последние формировались бы, за видением Б., не благодаря выборам, а провозглашались непосредственно самими участниками восстания. Б. выступал за ликвидацию частной собственности, за внедрение обязательного общественно-полезного труда для всех граждан-патриотов. Все остальные должны быть лишены права участвовать в общественной жизни и находиться под административным надзором до тех пор, пока не докажут своей лояльности к революционной власти и не станут членами Национальной общины.

Согласно видению Б., позаобщинники лишались политических прав, они облагались большими налогами и для них предусматривалась принудительная общественно полезный труд. Национальная община должна была быть владельцем всего национального имущества, она должна заботиться о том, чтобы все были равны и жили в "честном среднем достатке", а главным принципом идеальной республики должно стать лозунг "строгой равенства" и императив "смелой программы всеобщего равенства, что способна вывести массы из нищенского положения и политической апатии". Равенство в общине должна быть во всем: одежде, жилище, быту и т.д.

В теоретических разработках "равных" нашли свое отражение надежды и стремления передпролетаріату раннефеодальной эпохи революции. В деятельности заговорщиков Б. наблюдается жизненно высокий реализм как в оценке положения, так и проектах практических действий по реализации коммунистического мировоззрения левого крыла Великой французской революции. Б. посвятил свою деятельность не только достижению идеалов, но и продемонстрировал большое значение мобилизации революционных сил для того, чтобы поднять народные массы на новые свершения. Однако, по оценке К. Маркса, в Б. идея коммунизма была "грубая" и "инстинктивная".

В социалистической литературе начала XX в. велась дискуссия относительно того, можно ли считать Б. предшественником марксизма и места его постулата относительно диктатуры беднейших восставших масс. Однако уравнительный подход и историческая ограниченность отводили Б. в соответствии другое видное место среди политических деятелей и мыслителей XVIII в.

Произведения: Бабеф Г. Сочинения: В 4 т. - М., 1975 - 1977 гг.; Буанарроти Ф. Заговор во имя равенства. - М., 1963; Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - К. Маркс и Ф. Энгельс. - Соч. Т. 2.

Волгин В. П. Место бабувизма в истории социалистических идей. Французский ежегодник. - М., 1960; Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. - М., 1974; Далин В. М. Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-94). - М., 1963; Левандовский А. П. Первый среди равных: Повесть о Гракхе Бабефе. - М., 1986; Щеголев П. П. Заговор Бабефа. - Л., 1927; Ципко А. С. Идея социализма. - М., 1976.

А. Кудряченко