Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Справедливость - морально-правовая категория и один из основных принципов политики и права. Понятие "справедливость" (лат. justitia) обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Идея С. уходит своими истоками древнего мира. Платон называл С. добродетель, что означает правильное отношение к другим людям. Аристотель связывал С. с заслугами членов общества, на основе которых можно распределять определенные блага. Юстиниан определял С. как постоянную и вечную волю воздавать каждому должное. Средневековые мыслители пытались согласовать С. с идеей перераспределения избыточного богатства. Фома Аквинский даже считал, что человек в крайней нужде имеет право претендовать на чужую собственность. По мнению И. Канта, то, чего требует С., должно быть исполнено независимо от любых обстоятельств общественного развития.

На нач. XIX в. в научных подходах появилось понятие "социальная справедливость", что стало общеупотребительным благодаря трудам Дж. Ст. Милля. Идея социальной С. нашла отражение в двух основных подходах, которые утверждают: 1) равенство возможностей в рамках открытого общества, где люди получают возможность проявить свои способности; 2) равномерное распределение благ с учетом различных потребностей каждого человека. Самая популярная, жизнеспособная интерпретация социальной С. нашла свое воплощение на Западе, в рамках умеренного подхода, характерного для социал-демократии. За этим подходом часть общественных ресурсов распределяется по потребностям через государственную систему социального обеспечения, а другая часть - в соответствии с заслуг через экономический рынок или бюрократические процедуры.

Справедливость является определяющим признаком и неотъемлемым механизмом регулирования человеческих отношений, связанных с господством, подчинением, поддержанием взаимоуважения между людьми, необходимостью гармонизации различных, в том числе противоположных (конкурирующих), интересов. В то же время содержание С. непосредственно связан с изменением общественной динамики, которая требует, с одной стороны, необходимости сохранения унаследованных отношений, прав, обязанностей, ас другой - предполагает преодоление наследия прошлых времен, что в условиях социальных изменений (политических, экономических, правовых и других) воспринимается общественным сознанием как несправедливость.

Принцип С. распространяется как на реально существующий, так и на мысленный (идеальный) состояние дел в обществе, предстает как надлежащий (необходимый) императив, который соответствует сущности, правам и потребностям человека Справедливость является критерием оценки разнообразных соотношений в жизни общества: между ролью отдельных людей или социальных групп и их реальным социальным положением, степенью общественного признания; между трудом и вознаграждением за нее, правами и обязанностями лица; между совершенным деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.

Выделяют три основные разновидности С.: 1) уравнительную С., что предусматривает достижение максимальной равенства прав и возможностей социальных субъектов; 2) распределительную С.. ориентирует на преодоление диспропорций \ распределении материальных и духовных благ исходя из естественно-правового равенства всех людей, независимо от их национальных, сословных, классовых, имущественных и других различий, но с учетом заслуг конкретного гражданина перед обществом и государством; 3) мстительную С., которая распространяется на сферу наказаний за правонарушения и преступления; С. наказание предусматривает соблюдение принципов применения определенных процедур только к лицам, признанным виновными в совершении правонарушения (преступления), а также зависимости степени наказания от степени тяжести правонарушения (преступления).

Справедливость - один из важнейших принципов правового государства, который реализуется как в законодательной, так и в правоприменительной деятельности. Справедливый закон воплощает в себе идею равной для всех свободы: делать все, что не ограничивает свободы другого и не причиняет вреда, что не запрещено законом. Закон является мерой, единым для всех мерилом свободы. Свобода отдельного человека соотносится со свободой других людей, а право является регулятором возможностей реализации свободы каждого. Устанавливаемые запреты и ограничения должны быть целесообразными с точки зрения гарантии свободы, а следовательно, справедливости. Суть права состоит в том, чтобы ограничить свободу всех умными справедливыми рамками, реализовать С., придерживаясь принципа равенства людей перед законом, судом. В правоприменительной деятельности С. означает обязанность соответствующих органов установить объективную истину по делу, обеспечить законные права и интересы участников уголовного процесса.

Мольцев Г. В. Социальная справедливость и право. - М., 1977; Чиркин В. Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // "Сове - сткое государство и право. 1991. - N° 9; Проблемы укрепления социальной справедливости в трудовых правоотношениях. - К., 1993; Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997; Михайленко А. Проблемы справедливости при построении правового государства // Право Украины. - 1998. - № 8; Волков Б. С. Нравственные начала в назначении наказания // Правоведение. - 2000. - № 1; Ролз Д. Теория справедливости. - К., 2001; Скрипнюк А. Идея социальной справедливости в контексте теории социального правового государства / Вестник Академии правовых наук Украины. - 2001. - № 2; Горбатенко В. П. Понятие "льготы" и "привилегии" в контексте обеспечения социальной справедливости. // Правовое государство. - Вып. 13. - К., 2002; Рикер П. Право и справедливость. - К., 2002.

В. Горбатенко