Спенсер Герберт (1820 - 1903) - английский философ, социолог, один из основоположников позитивизма.
В творческом наследии С. основное место занимают: теория социальной эволюции, органіцизм и учение о социальные организации - структурные механизмы и институты. Принцип эволюции С. применяется как методологическое основание любого знания, в том числе и социологического. Понимая под эволюцией процесс непрерывной интеграции материи, что переводит ее из состояния неопределенности, несвязанности, однородности (гомогенности) в состояние относительной определенности, взаимосвязи, разнородности (гетерогенности), С. различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Социология изучает форму надорганічної эволюции, которая оказывается человеческим обществом, его развитием от простого к сложному в результате усложнения социальной структуры, рост внутренней дифференциации общественных образований, усиления интеграции и централизации управления ими. Устойчивость, приспособленность сложной (гетерогенной) и структурированной сообщества к внешних разрушительных сил - основной фактор социальной эволюции. В контексте эволюционной схемы общество (суперорганічна система) С. рассматривается как живой социальный организм. Такое представление выводится на основе аналогии социальной и биологической организаций, которые руководствуются схожими принципами, имеют структуру, функции и направленность развития. Общество, как и биологический организм, имеет способность наращивать массу, что ведет к усложнению структуры и дифференциации функций его составных частей, приводит к постепенному усилению их взаимозависимости и взаимодействия. С. избегает прямолинейных організмічних аналогов, отмечая существенные различия социальных и биологических организмов. Общественная форма жизни отличается от биологической степенью взаимосвязей и природой коммуникации между его частями, пространственной мобильностью его элементов. Важно и то, что в биологическом организме части существуют для целого, тогда как общественное целое существует благодаря его составляющим. Отсюда существенным критерием измерения социального прогресса, по С., есть переход к обществу, где социальное целое не поглощает отдельную личность, а существует для блага всех членов. Человек отдает весь свой труд обществу и получает ту часть, которую оно ей выделит, становится его рабом. Поэтому С. отрицательно относился к социализму, который строится на принудительном труде.
В русле организмического подхода к социальной системы сформировалась спенсерівська концепция социальных институтов и функциональный анализ общества. За С. социальные институты - это механизмы организации общественной жизни людей, которые служат делу сохранения общественного целого. Возникая в процессе эволюции, социальные институты формируют человека как социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. С. анализирует шесть типов социальных институтов: промышленные, профессиональные (гильдии, профессиональные союзы) - объединяют людей по профессиональной деятельностью и поддерживают производственную структуру общества; политические (государство, ее организации и учреждения, партии) - церковь - обеспечивают интеграцию общества, поддерживают традиции, обычаи, верования; семейные (семья, брак) и обрядовые - регулируют поведение людей на обыденном уровне. Каждый из названных институтов включается в определенную систему органов, выполняя в ней соответствующую функцию. Все социальные институты взаимосвязаны между собой и направлены на обеспечение и воспроизводство социального целого. Анализируя роль политических институтов, в частности государства, С. считал, что она должна признать за каждым человеком право на свободную деятельность и пользование ее результатами. Только на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями можно достичь естественной устойчивого равновесия интересов. Однако необходимо определенное ограничение свободы, учитывая присутствие других людей, которые имеют те же самые права. Одностороннее преувеличение одного из названных факторов является причиной ложных этических и социальных теорий. В концепции структурной дифференциации, понимании общества как саморегулирующейся системы, в анализе взаимосвязи социальных функций со структурой общества прослеживается попытка С. сформулировать структурно-функциональный подход к обществу. С. предвосхитил многие положения структурного функционализма в социологии и первым ввел в научный обиход такие понятия, как "система", "функция", "структура", "институт".
Много спенсерівських идей не потеряли научной ценности и достойны дальнейшего творческого осмысления. Среди них: теория эволюционного развития общества, функциональный анализ общества, системный подход к социальным процессам, концепция социальных институтов, которые прочно закрепились в социологической науке и стали классикой.
Основные труды: Собр. соч.: В 7 Т. СПб., 1866-1869; Соч.: В 7 т. СПб., 1898-1900; Сочинения Г. Спенсера / Под общ. ред. Н. Рубакина. - Киев; Харьков; СПб.: Изд-во Р. Иогансона, 1899; Слезы, смех и грациозность. - СПб., 1898; Факты и комментарии. - СПб., 1903; Автобиография: В 2 ч,- СПб., 1914.
Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. - СПб., 1996; Ручка А. О., Танчер В. В. Курс истории теоретической социологии. - К., 1995; Спенсер Г. Основания социологии. Соч. Т. 4. - СПб., 1898; Спенсер Г. Начала социологии. - Киев: Изд-во Е. Федерова, 1880; Спенсер Г. Социальная статика. - СПб., 1908.
О. Авдеенко