Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОЗНАНИЕ
2. Возникновение и развитие сознания

Социокультурная сущность сознания.

Анализ форм развития информационного саморегулирования позволил выяснить, что любой новый информационный механизм генетически и актуально связан с предыдущими механизмами. Во-первых, информационный механизм возникает на основе предыдущих механизмов. Во-вторых, функционирования информационного механизма возможно лишь через взаимосвязь всех предыдущих элементов информационного цепи. Такой вывод дает возможность подойти к проблеме сознания как к закономерному явлению, что имеет природное происхождение.

В процессе эволюции растительного и животного мира информационное саморегулирования постоянно усложняется и приобретает все большую опосредованность (усиливается жизненная значимость внутренней саморегуляции организма для решения своих задач). Одновременно существует принципиальная ограниченность развития механизма саморегулирования информационного пределами пристосувальної жизнедеятельности. Животное получает информацию в полном соответствии состояния ее биологических потребностей и использует ее только так, как необходимо для их удовлетворения. Механизм саморегуляции, который сложился на биологическом уровне, является необходимым и достаточным для протекания пристосувальної жизнедеятельности. Поэтому на таком уровне живой природы сознание как качественная новая форма саморегулирования жизнедеятельности не возникает. Но уже социальную жизнь, поскольку является практически-преобразовательным, требует принципиально новой формы саморегулирования, которой и становится сознание. Сознание рассматривается как качественно новая, специфически человеческая форма саморегулирования жизнедеятельности. Раскрыть ее специфику можно лишь выявив особенности человеческого способа бытия в мире.

Специфически человеческим способом отношения человека к миру является практика. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает вторую природу, орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальные организации, то есть создает культуру. Поэтому формирование сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Из такого положения вытекает ряд принципиальных выводов о природе сознания.

Во-первых, поскольку человек живет не в естественной среде, в мире первичной природы, а в социокультурной среде, в мире олюдненої природы, то и элементы окружающей среды становятся предметами человеческих потребностей после того, как проходят процесс преобразования и приобретают форму, что в самой природе получить не могут. Поэтому человек отражает не природу как таковую, а природу олюднену, превращенную. Человек, превращая мир в собственных нуждах, ориентируется не на существующее положение вещей, а на их возможное существование. К тому же, ориентируясь на возможное существование вещей, человек, в отличие от животных, стремится реализовать те возможности, которые автоматически, стихийно в природе не могут реализовываться, не просто воспроизводит то, что существует или существовало в мире, а то, чего еще нет или не было, но мало ли может быть, то есть сознание, отражает действительность сквозь призму возможностей. Итак, сознание отражая и обеспечивая процесс преобразования человеком мира, является формой деятельно-творческого отображения.

Во-вторых, человеческая деятельность, в отличие от поведения животных, является направленной и с необходимостью включает программу достижения определенной цели. Человеческая деятельность имеет общественный, коллективный характер и поэтому требует закрепления, фиксации навыков, способов, норм деятельности, а также норм поведения и общения в особых формах отражения. Функцию программирования человеческой жизнедеятельности, закрепления его навыков, способов, норм, передачу их от одного поколения к другому и выполняет сознание. Отсюда следует вывод, что идеальная и общественная природа сознания, его идеальность проявляется в том, что сознание выступает своеобразным механизмом, средством выработки, расшифровки и использования идеальных образов (планов, программ) преобразования объективного мира. Общественный же характер сознания заключается в том, что формируется, функционирует и развивается только в процессе деятельности и общения, в процессе привлечения и усвоения выработанных обществом форм коллективной совместной деятельности, направленная на создание, сохранение и развитие культуры. Поэтому и нельзя рассматривать сознание как функцию головного мозга. Сознание имеет целостный человек при условии включения ее в многообразный мир культуры через опредмечення и розпредмечення содержания мира культуры в процессе деятельности и общения, присвоения культурно-исторических достижений человечества.

В-третьих, взгляд сознания на мир - всегда является взглядом с позиций культуры и соответствующего опыта деятельности. Поэтому наличие сознания всегда предполагает выделение человеком себя из окружающего мира как субъекта деятельности, который оценивает действительность с точки зрения того, удовлетворяет или нет ее социокультурные потребности, и, соответственно, к построению собственной жизни. Поэтому еще одно существенное свойство сознания - фиксация определенной позиции по отношению к существующей ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта активного отношения к ситуации. Сознание предстает не только как способность направить внимание на предметы внешнего мира, но и способность сосредотачиваться на состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание. Иначе, сознание - такое состояние человека, когда ему одновременно доступны и мир, и она сама. Эту особенность сознания глубоко раскрыл философ Мираб Мамардашвили, который образно охарактеризовал сознание как звездную точку, таинственный центр перспективы, в котором мгновенно согласуется то, что пережил, что подумал, что увидел, что почувствовал. Сознание предполагает, что акты: мыслю, переживаю, вижу и т.д., которые вызваны взаимодействием Я и внешнего мира, одновременно рожают акты: мыслю, что я мыслю, переживаю, что я переживаю, вижу, что я вижу т.д. Сопровождающие акты составляют содержание рефлексии (от лат.: возвращение назад) и самопознания. Животному также свойственна направленность на предметы внешнего мира, но биологически слита с экологической нишей, не выделяет себя из природы. И только человек с помощью актов рефлексии и самосознания, что приводит к формированию внутреннего Я, отделяет себя из природы и из общности других людей. Отсюда следует еще один вывод об отсутствии тождественности сознания и мышления. Сознание не сводится к психической процедуры Я мыслю, поскольку, с одной стороны, включает кроме умственных еще и эмоциональные, волевые, оценочные (нравственные и эстетические) психические процессы в их единстве. С другой стороны, сознание предполагает, что человек берет свое мышление под контроль самого мышления, то есть процедуру понимания, почему об этом мыслит, есть ли какая-то цель в ее умственной виду до такого предмета, что и составляет содержание рефлексии.

Сознание высшая, специфически человеческая форма саморегуляции взаимоотношений с миром (внешним и внутренним), природой, обществом, другими людьми, самим собой, которая заключается в создании и использовании идеальных образов мира с помощью умственных, эмоциональных, волевых процессов в их единстве и одновременно в предоставлении идеальным образам определенного содержания с помощью процедур рефлексии и самосознания, в выработке определенного отношения к миру рационального, эмоционального, морального и эстетического. Сознание имеет сложный комплекс предпосылок возникновения и развития: биологических (развитие нервной системы и психики), общественно-исторических (развитие общества и культуры, в которой зафиксированы формы и средства практической и духовной деятельности, общения) и индивидуальные (формирование внутреннего Я, собственный жизненный опыт).