Символика политическая - неотъемлемый атрибут политики, идеологии, культуры, представляет собой совокупность выразительных средств, различных знаков, символов, предметов или актов человеческой деятельности и поведения, которые являются культурной памятью определенных социальных групп или всего общества и придающих политической жизни, политическому действию, различным формам материализации политики явный, особенно очевидный, подчеркнутый либо, напротив, скрытый смысл. С. п. дополняет, оформляет, делает более выразительным основное политическое значение политического акта и непосредственно связана с политической властью и поддержанием иерархии в обществе. В сфере политики символика объединяет идеальное понятие власти и общественной деятельности с конкретными действиями людей и материальными объектами и предметами и используется как инструмент управления и манипулирования сознанием масс с целью подчинения власти. Как образное воплощение той или иной идеи, что влияет не только на сознание, но и на чувства людей, С. п. направлена на их пробуждение и стимуляцию активности в политической жизни. Суть С. п., ее эффективность заключается в гармонии с буквой и духом политики. Состояние и характер С. п. оказывают существенное влияние на формирование и функционирование политической системы и ее институтов, особенности политического режима, взаимоотношения между гражданами и властью, на формирование социальных установок, регламентирующих поведение и ценностные ориентации людей в политической сфере и их общественно-политических организаций. Как основа идеологии, средство идентификации и консолидации общества, С. п. развивается в соответствии с развитием материальной и духовной культуры. Поэтому ее характерные черты и особенности, которые обусловлены конкретно-историческими, экономическими, социально-классовыми, национально-этническими, региональными, профессиональными и другими факторами. Содержание и направленность С. п. обосновываются, определяются и внедряются государством, политическими партиями, общественными движениями, общественными организациями.
Символика политическая состоит из разного рода знаковых систем, которые имеют разное политическое значение и обслуживают политический процесс присущими им средствами. Политическими символами могут быть люди, вещи, явления и т.д. Свойством таких символических знаков является лаконичность, однозначность, выразительность, простота, ясность, доступность, расчет на массовое восприятие. С. п. имеет сложную структуру и включает несколько основных знаковых систем политического процесса. В соответствии с функциональным назначением и структурными особенностями в ней можно выделить: национально-государственные и партийные символы и эмблемы (герб, флаг, гимн и т.п.); архитектурно-скульптурные символы (важные здания, архитектурные комплексы, сооружения, имеют значение в политике, памятники политическим деятелям, мемориалы и т.п.); знаки отличия (знаки власти, рангов, политической иерархии, ордена, медали, значки, титулы, форма одежды и т.д.); денежные знаки (деньги является важным фактором политики и их место среди других валют символизирует могущество государства); наглядно-агитационные знаки (плакаты, лозунги, листовки, политические портреты и фотографии, политическая карикатура, теле - и радиореклама и т.д.); ритуально-процессуальные символы (предоставляют политической жизни ритм, устанавливают последовательность событий, предопределяют порядок и неизбежность действий, предоставляют политическим действиям эмоциональной окраски - это парады, демонстрации, чествования, порядок деловых и торжественных приемов, вручения наград, замещение должностных постов, присяги, присвоение званий, торжественное захоронение и др.); предметно-объектные знаки (разнообразные предметы и объекты, которые имеют особое значение для определенного сообщества и часто используются на гербах и флагах); политическую топонимику (связанная с названиями национально-государственных образований, населенных пунктов, улиц, площадей и т.п.); политическую моду (одна из составляющих внешнего проявления политики); политико - музыкальные символы (гимны, музыкальные произведения, праздничные концерты, траурные марши, революционные песни и т.д.); политический язык (особые языковые конструкции, применяемые в политике, - язык законодательства и административно-правовая, управления, общения и переговоров, политического воспитания, политической пропаганды, политическая риторика, лозунги и т.п.); людей - политических символов; условно-графические знаки (звезды, кресты, трезубцы, звери, птицы, грифоны, дубовые, лавровые и оливковые ветви и т.п.); математические величины (что вносят определенную конкретность в политику для более убедительной аргументации, это материалы статистики, результатах голосования, данные переписей, объем внутреннего валового продукта и т.д.); символы пространства и времени (места политических событий, сроки избрания президентов, законодателей, памятные даты, противопоставление Запад - Восток, Север - Юг, Европа - Азия и т.д.); понятийные символы (группы слов политического лексикона, которые имеют определенное политическое значение: государство символизирует страну, власть, народ; система - тип политических и общественных отношений; названия государств, партий, политических движений, политических лидеров (король, президент, вождь) - политическую систему, тип власти, характер политического режима; название документа (закон, декрет, указ, постановление и т.д.) является символом политической воли, власти, подчинения и т.д.). Следует подчеркнуть, что значительная часть видов политических символов относятся одновременно к разным типам символики в приведенной классификации и могут свободно сочетаться между собой. Большинство символов имеет визуальный характер: цвет, изображение, символизирующие чувства, комбинируются как национальные символы; слуховые символы, которые влияют на слух, - гимны, песни, марши; двигательные символы - салюты, парады, приемы, процессии и т.д.
Символы бывают: нескрываемые (простое и очевидное значение); скрытые (скрытый смысл); нейтральные (приобретают политическое значение в зависимости от конкретной ситуации).
В политической жизни С. п. выполняет: познавательную, воспитательную, коммуникативную, мобилизующую функции и выступает как средство идентификации и идеологического влияния. Основное ее функциональное назначение - сплачивать людей, приверженцев той или иной идеи и вести их к новым свершениям. В общем смысле С. п. является основной формой коммуникации между властью и обществом, средством внешней и внутренней легитимации политики. Помогает поддерживать групповые связи, представлять определенную группу в других системах связей. Через С. п. политические субъекты индивидуализируются, а также происходит их объединение (консолидация) или разъединение. Благодаря С. п. можно судить о направленности политической жизни в целом, деятельность политических партий и движений. Она активно используется в предвыборных кампаниях и является средством идентификации и различения партий и общественно-политических движений в условиях борьбы за политическую власть. По отношению к С. п. можно судить о взглядах и состояние политической культуры в обществе, о поддержке существующего общественно-политического строя и эффективность идеологии. Важным условием успешного использования С. п. является признание ее народом.
Как свидетельствует опыт построения независимого государства в Украине, особенно острая потребность в С. п. возникает в период трансформации общества, конституирования социальных групп, опирающихся на психологический механизм идентификации.
Следует подчеркнуть, что С. п. - это всего лишь инструмент в руках людей, однако инструмент очень важен, и преувеличивать его возможности, как и принижать его значимость нежелательно.
Мисюров Д. А. Политика и символы. - М., 1999.
П. Демкин