РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
ТЕМА 1. ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
УРОК 12. ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
Тема. Тектоническая карта Украины. Характеристика основных тектонических структур. Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами.
Учебная цель: углубить знания учащихся о основные тектонические структуры, показать их размещения в пределах территории Украины и охарактеризовать; выявить их влияние на формирование рельефа; выработать практические навыки работы с тектонической картой.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: учебник, атлас, физическая и тектоническая карты россии, тектоническая карта мира (Евразии).
Опорные и базовые понятия: литосферная плита, платформа, щит, плита, прогиб, впадина, область складчатости, рельеф, низменность, возвышенность, горы.
Географическая номенклатура: платформы - Восточноевропейская и Западноевропейская; Украинский щит; Воронежский кристаллический массив; Донецкая складчатая сооружение; впадины - Галицко-Волынская, Днепровско-Донецкая, Причерноморская; плиты - Волыно-Подольская и Скифская; складчатые системы - Карпатская и Крымская.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что называется платформой? Сделайте схематический рисунок строения платформы, выделив на нем участки щита и плиты.
• Как образуются пояса складчатости на Земле?
• Вспомните, на какие эры и периоды делится история формирования Земли. Где вы можете найти систематизированную информацию об этом?
• Назовите этапы горообразования Земли.
• Дайте определение понятия «рельеф». Назовите известные вам формы рельефа. Как они отображаются на картах?
• Вспомните из курса 7 класса, как связаны формы рельефа с тектоническими структурами.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Почему на западе Украины расположены горы, а на востоке равнины? Почему отдельные территории низменные, а иные повышенные? В каких местах можно строить опасные сложные технологические сооружения? На эти и многие другие вопросы можно ответить, изучая тектоническое строение страны.
IV. Изучение нового материала
1. Значение тектонического строения
Тектоническое строение и тектонические движения, которые происходили в геологическом прошлом и продолжаются на современном альпийском этапе горообразования (неотектоника), обусловливают формирование крупных форм рельефа и полезных ископаемых.
2. Тектонические структуры Украины
Евразийская литосферная плита |
Средиземноморский складчатый пояс |
Восточноевропейская платформа докембрийска |
Карпатская складчатая система |
Западноевропейская платформа (каледонская) |
Крымская складчатая система |
Скифская платформа и зона Добрудже (герцинская) |
|
↓ в рельефе соответствуют ↓ |
Равнины |
Горы |
- Восточноевропейская платформа докембрийска
• Украинский щит - длина свыше 1000 км, ширина 100-250 км, кристаллические породы местами выходят на поверхность;
• Воронежский кристаллический массив - на крайнем северо-востоке, кристаллические породы на глубине от 150 м;
• Волыно-Подольская плита (каледонская) - мощность осадочного чехла 2-2,5 км;
• Львовская (Галицко-Волынская) впадина (герцинская) - мощность осадочного чехла 3-7 км;
• Донецкая складчатая сооружение (герцинская);
• Днепровско-Донецкая впадина (герцинская) - мощность осадочного чехла 10-12 км, в осевой части до 18 км;
• северное крыло Причерноморской впадины (альпийская) - фундамент местами залегает на глубине более 3 км.
- Карпатская складчатая система (альпийская): Передкарпат - ский прогиб; Карпатская покровно-складчатая сооружение; Закарпатская впадина.
- Крымская складчатая система (мезозойская, омоложена в альпийскую): складчато-глыбовых сооружение горного Крыма; Індоло-Кубанский прогиб.
3. Неотектонічні движения
V. Закрепление изученного материала
• Дайте определение понятиям «платформа», «область складчатости», «щит».
• Назовите и покажите на карте основные тектонические структуры в пределах Украины.
• Сделайте вывод о соответствии форм рельефа основным тектоническим структурам Украины.
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. На контурной карте обозначить и подписать тектонические структуры.