Сепаратизм этнический (англ. separatism, от лат. separatus - отделение) - идеология и практика действий общественно-политического движения, направленные на установление суверенитета этнической общности на территории ее проживания в пределах существующего государства, обособления территории и создание собственного государства или ее присоединения к другой (іредентизм). С. э. представляет собой самый распространенный в истории человечества тип сепаратизма. Такой его характер обусловлен тем, что абсолютное большинство этносов не являются рассеянными, их жизнедеятельность происходит в тесной связи с территорией. Кроме того, этнические интересы способны интегрировать и выражать любые другие коллективные социальные интересы, а этнические чувства - стимулировать и эмоционально поддерживать длительную политическую борьбу. По своей специфике С. э. является формой проявления межэтнического конфликта и возникает в результате столкновения Интересов двух и более этнических общностей, живущих в пределах территории одной или соседних государств. Основным вопросом межэтнического противостояния является борьба за власть с помощью разнообразных мирных и вооруженных методов, а также путем создания форм, механизмов и институтов суверенности полномочий представителей этнической группы в обеспечении ее интересов в пределах определенной территории. С точки зрения основной цели С. е., наиболее распространенными в современной политической практике формами установления этнического контроля над территорией своего проживания в пределах существующего государства являются: национально-культурная и административная территориальная автономия; статус равноправного политико - правового субъекта федерации (кантон, штат). Формами этнополитических новообразований является присоединение к территории другого государства и создание собственного независимого государства. Более сложными и относительно неустойчивыми, часто переходящими результатам практики С. э. могут быть федерации и конфедерации. Причем историю С. э. характеризуют не только процессы реального создания институтов этнической власти над территорией (особенно ее отделения), но и использование сепаратистских лозунгов и акций с целью политического давления и получения политическими лидерами, элитами, населением необходимых (равных или больших, чем для других этнических групп) экономических, политических, информационных и других ресурсов. Системной социально-исторической и политической предпосылкой, комплексной причиной С. э. является то, что большинство существующих границ между государствами (включая международно-признанными) являются случайными, произвольными, они постоянно меняются и совсем не совпадают с хотя бы условными границами расселения этнических общностей, в том числе больших по количеству наций. В современных условиях к этому добавляется своеобразный катализатор сепаратистских процессов - мировой идейный триумф принципа "права наций на самоопределение" и провозглашенных для его защиты абстрактных норм международного права. Как правило, причинами С. э. является политико-правовая дискриминация через: лишение этнических меньшинств права участия ее представителей в работе центральных органов государственной власти или возможности формирования органов местного самоуправления на территории ее проживания, занижение статуса этнической общности в национально-территориальной структуре государства; игнорирование/ отрицания ее права на форму национального самоопределения, что соответствует количеству населения. К причинам современного С. э. относятся предварительные и несправедливые (чаще настоящие, иногда мнимые) государственно-территориальные образования, которые основывались на принудительном присоединении (объединении) территорий, особенно вследствие уничтожения государств, существовавших ранее, изменения этнического состава территорий, преобразования административно-территориальных границ и т.п. Среди экономических факторов С. э. влиятельными в современных условиях становятся: экономическое неравенство в состоянии и темпах развития различных этнических территорий государства; длительный несправедливое перераспределение государственных расходов по сравнению с налоговыми поступлениями от территорий, и наоборот, предоставление им налоговых льгот, дотаций, финансовой и технологической помощи и т.д. В экономическом измерении самым нестабильным полиэтническим государством, как правило, является та, в которой возникает система "этнического колониализма" или разделение на "центр" и "периферию", что стимулирует более развитые периферийные этнические/национальные сообщества к отделению (например, республики Прибалтики в СССР). К наиболее распространенным в мире культурно-лингвистических причин С. э. принадлежит несоответствие законодательно установленных сфер использования языков (образование, судопроизводство, госслужба и т.п.) "языковой карте" и предпочтениям основных этнических групп населения. Чаще всего это проявляется во внедрении государственной монополии одного из языков населения на всей территории страны, что фактически порождает на практике ограничение использования других языков, а косвенно превращается в факторы нарушения социальных и политических прав человека (таких, как право на гражданство, труд, образование, избрание на государственную должность). В этом случае государственную национальную политику в языковой сфере представители этнических/национальных меньшинств страны воспринимают как политику насильственной ассимиляции или толчка к эмиграции. Аналогично культурно-языковой дискриминации действует фактор етнорелігійної неравенства статусов и мировоззренческих ориентаций групп населения в пределах общей территории проживания. Однако смесь этноцентризма, политизированной этничности и религиозных убеждений может порождать крайне угрожающие формы сепаратизма, ориентирующиеся на использование экстремистских и террористических средств борьбы (например, Северная Ирландия). В мировой истории не редки случаи, когда сепаратистские настроения и тенденции, включая "экспорт терроризма", инспирируются и поддерживаются из-за рубежа. В этом случае причиной становятся прежде всего межгосударственные противоречия, намерения правящей элиты одной или группы государств ослабить социально-политическую стабильность ее регионального или стратегического конкурента. Однако такая политика искусственной внешней поддержки С. э. в отдельных государствах часто приводит к непредвиденным негативным последствиям, дестабилизации ситуации не в одной стране, а в целом регионе, перерастая в войны между государствами или их политическими коалициями. В прошлом и сегодня самым активным творцом С. е. являются экономические и политические элиты. В своих интересах они используют объективные и субъективные составляющие ситуации межэтнического противостояния и конфронтации, направляя их на необходимую форму и уровень политизации этничности. Элиты выполняют основные функции идеологического, кадрового, финансового обеспечения сепаратистского движения, политическую мобилизацию этнического сообщества, моральную легитимацию целей и методов ее борьбы. Вследствие победы С. э. элиты получают и основные его достижения в виде различных благ, которые оказывают властные полномочия в пределах суверенной территории. Относительно новыми причинами С. э. современности стала экологическая дискриминация. В основном это активная эксплуатация природных ресурсов территории проживания этнических меньшинств (например, вырубка лесов на землях автохтонного населения в Бразилии), в результате чего разрушаются традиционные условия воспроизводства их культуры, появляется угроза выживанию самой этнической группы. Основными подходами для преодоления С. э. является силовой и политико - правовой. Первый путь предусматривает ведение военных действий против сепаратистского движения, арест его участников, депортацию (иногда большей части этнической общности), различные формы блокады территории проживания "сепаратистов", разжигание вооруженных конфликтов между группировками сепаратистов, проведение террористических акций против их лидеров. В широком смысле сущности политико - правового пути преодоления С. э. является то, что это совокупность разнообразных форм переговорного процесса, перевод деятельности участников сепаратистского движения в отношении "правовое" русло решения проблем. Этот путь предусматривает использование существующей международной правовой базы (хотя она и является противоречивой), привлечение к решению задекларированных сепаратистами проблем как арбитров и контроллеров международных организаций, совершенствование внутреннего законодательства как основы для защиты интересов и прав этнических меньшинств, а в случае необходимости и внесения изменений в государственно-территориального устройства. Последнее касается не только реализации права народа на самоопределение и отделение, но и других форм установления суверенитета народа в пределах территории его проживания. В условиях полиэтнического государства магистральный политико - правовой путь предотвращения и преодоления С. е. - практическое воплощение не так принципов либеральной (часто лишь электоральной) или элитарной демократии, как демократии плюралистической. Это предполагает создание различных институтов политического представительства и механизма переговорного процесса различных этнонациональных групп населения задолго до возникновения открытого этнического противостояния и конфликта между ними. Такими эффективными формами інституціоналізованого политического диалога между различными этническими группами населения могут быть правительственные коалиции (есть квота от этнических территорий), право взаимного вето, референдумы, политические партии и общественно-политические организации, национально-культурные общества, территориальное самоуправление и т.д. Несмотря на многоэтнический состав населения, Украина смогла избежать острых и массовых межэтнических конфликтов, перерастанию сепаратистских настроений национально-этнических меньшинств на разных территориях страны в сепаратистские движения. За годы независимости Украины основной тенденцией С. э. было противостояние между центральным правительством и этнополитическими движениями с целью повышения государственного статуса автономии АРК или создания органов власти для представительства интересов собственной этнической группы (российское и крымскотатарское население в АРК). Наиболее радикально сепаратистские лозунги іредентистського характера были провозглашены в ходе президентской избирательной кампании 2004 г. органами местного самоуправления в восточных областях Украины.
Абашидзе А. X. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 2; Аренд X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. - К., 2002; Гелнер Э. Нации и национализм. Национализм / Пер. с англ. - К., 2003; Украинская политическая нация: генезис, состояние, перспективы / под ред В. С. Крисаченка. - К., 2003; Майборода А. Н. Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования. - К., 1993; Никитюк В. О. Статус этнонациональных меньшинств (сравнительно-правовой аспект). - К., 1996; Рымаренко С. Ю. Самоопределение личности, нации, государства. - К., 1999.
В. Вилков