Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Секуляризация (от позднелат. saecularis - мирской, светский)- превращение церковной и монастырской собственности (преимущественно земли) в светскую, государственную собственность. В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское происходил с разрешения церкви. С конца XIX в. этим термином обозначалась любая форма эмансипации от религии и церковных институтов, процесс сужения сферы функционального влияния религии, церкви на жизнедеятельность социума, индивида, освобождение сегментов их жизни от опеки религиозных институтов, от религиозно-церковного санкционирования.

Секуляризация как общественное явление имеет длительную и непростую историю. Срок С. был введен до практического обращения в 1646 г. во время переговоров относительно подписания Вест-фальського мирного договора и в своем первоначальном значении отражал процесс конфискации церковных и монастырских владений. В историческом контексте С. - это не только экспроприация церковных земель, имущества, а процесс отделения церкви от государства, десакрализация политики, права, морали, культуры, науки, создание светской системы образования, углубление кризиса доверия в отношении религии, ее возможностей на индивидуальном уровне. В обобщенном виде С. предстает в двух измерениях: 1) "объективная секуляризация" - освобождение общества, его структурных компонентов, институтов от влияния религии и церкви (обозначается понятием "лаїцизація"); изменения в содержании, доктринальных установках, культовой практике отдельных конфессий, деятельности религиозных организаций, их стремление вписаться в контекст общественного прогресса, дать адекватный ответ на требования времени; 2) "субъективная секуляризация" - четкая тенденция снижения уровня и сужение сферы влияния религии, религиозных институтов на сознание индивида, на его бытие.

Причины С. многоплановые и отражают в своей основе сложные и противоречивые по своему содержанию исторические, социальные, экзистенциальные факторы (структурная дифференциация общества, процессы мировоззренческой плюрализации последнего, расширение границ религиозного плюрализма). С. находится в прямой (хотя и контрадикторній) в зависимости от утверждения в социуме принципов свободы совести. Религия все больше становится делом личного выбора индивида, делом его совести. Возникая как важна "глобальная характеристика" современного общественного развития, С. не является процессом, который ведет к упадку религии, ее отмирание. С. способствует инновационным структурным изменениям в религиозных системах, их модернизации. Утверждая светский дух, присущий современному человеку, она способствует расширению пространства ее автономии, ее свободы.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997.

Г. Чорней