Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОЗНАНИЕ
1. Сознание - сущность, понятие, феномен философии

Материализм о сознание.

Материализм рассматривает сознание как нечто зависящее, определено материальными процессами, благодаря чему выходит за рамки чисто феноменологического подхода и указывает раскрытия ее сути. Однако материалистические взгляды на природу и сущность сознания тоже неоднородны. В XVII и XVIII вв. в истории философии и психологии господствовал преимущественно механистический взгляд на материальную обусловленность сознания. Сознание мыслилась как результат механической реакции организма (прежде всего мозга) на внешние воздействия окружающей среды, что и рассматривались как причины. В основе такого объяснения является механістичне учение Рене Декарта о рефлексии. Концепция Рене Декарта имеет три основные недостатки: робинзонада (носитель сознания - отдельный индивид), механицизм (функционирования сознания объяснялось законами механики), созерцание (рассматривалась как результат пассивной реакции организма на воздействие внешней среды).

С появлением в XIX в. теории Чарльза Дарвина возникали разнообразные так называемые біологізаторські концепции сознания, среди которых выделяют два направления: вульгарно-материалистический и поведенческий. К вульгарно-материалистического направления принадлежит функциональная психология, собственно вульгарный материализм и т.д. В современной западной философии вульгарно-материалистическое направление представлено школой научного материализма, что остро критикуется большинством современных исследователей. Сторонники научного материализма считают, что человеческий организм подчиняется всем основным принципам теории Чарльза Дарвина (закона естественного отбора, борьбы за существование и т.п.). В процессе адаптации организм использует сознание как регулятор поведения. Способность к сознательной регуляции формируется благодаря механизму естественного отбора в процессе филогенеза. Сознание воспринимается как продукт деятельности мозга вроде определенной его эманации. Как причину сознания здесь рассматривают биологические закономерности, которые обусловили возникновение человеческого вида и его способность к сознательному регулированию. Концепцию поведения индивида развивают преимущественно бихевиоризм и прагматизм. С их точки зрения сознание определяется поведением индивида, что обусловлено биологическими потребностями организма и воздействием внешней среды. Несостоятельность біологізаторських теорий заключается в том, что такие теории сохраняют все недостатки, которые присущи механистическим концепциям, только на место механических факторов ставят биологические, которые берутся как будто случайно и без прямого отношения к сознанию.

Позиция диалектического материализма другая. Диалектический материализм выдвигает следующие исходные принципы раскрытия сущности сознания: развития, отражения и деятельности. Принцип развития указывает на историческую обусловленность сознания и конкретно-исторический подход к раскрытию ее сути,

механизма становления и развития. В совокупности с принципом отражения диалектический материализм позволяет выявить природные предпосылки возникновения сознания и понять ее генезис как естественно-исторический процесс, а также нацеливает на раскрытие специфики социальной формы бытия мира, следовательно, социальной формы отражения, которой является сознание. Социальная форма бытия имеет смыслом человеческую деятельность. Принцип деятельности выступает еще одним исходным моментом для раскрытия сущности сознания, механизмов его возникновения, развития, функционирования.

Итак, принципы развития, отражения и деятельности избираются в качестве исходных при решении проблемы сознания, что вовсе не отрицает те достижения исследования сознания в философии. Если диалектический материализм много сделал для раскрытия сущности сознания, выявления ее материальных основ, определение механизмов становления, функционирования и развития, анализа гносеологического аспекта сознания, то философия жизни, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, логический позитивизм, структурализм, герменевтика и другие направления современной западной философии достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, ее внутренней логики. Поэтому еще одним принципом постижения сознания должен стать принцип дополнительности различных философских направлений.