РАЗДЕЛ 5
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Автомобильный транспорт в Украине приобретает все большее значение. Особенно
он удобен при перевозке грузов на короткие расстояния, при доставке их к
железнодорожных станций, пристаней и портов, в обслуживании местного и
сельскохозяйственного грузооборота. По объему грузооборота автотранспорт не
уступает железнодорожному и морскому.
Украина соединена хорошими автомобильными путями с Центральным,
Северокавказским и Поволзьким экономическими районами России, с
Молдовой и Беларусью.
Важнейшие автомагистрали: Киев-Брест, Москва-Харьков,
Днепропетровск-Запорожье-Симферополь, Днепропетровск-Никополь, Львов-Киев,
Харьков-Ростов-на-Дону.
Грузами, которые перевозят автотранспортом, в основном продукция сельского
хозяйства, пищевой и легкой промышленности, строительные материалы. В районах
Донбасса и Приднепровья большое значение имеет также транспортировки продукции
угольной промышленности.
Преимущественная сфера использования автотранспорта - перевозки внутри
предприятия (технологические), в черте города, между населенными пунктами области.
Частично автотранспорт используется в межреспубликанских и международных
перевозках.
Автомобильно-транспортный комплекс требует значительного обновления, развития,
оптимизации структуры парка по грузоподъемности, типам кузова и двигателя.
Низкая доля (18%) автомобилей грузоподъемностью до двух тонн. Тенденция
развития частного предпринимательства и фермерства потребует различных
малотоннажных автомобилей грузоподъемностью 0,6-2,0 т с разнообразным
оборудованием, их доля должна составлять 60-70% от общего количества.
Неудовлетворительная структура парка по типам двигателей. В развитых странах почти все
автобусы и автомобили грузоподъемностью свыше 2 т - дизельные, тогда как в Украине
доля дизельных автобусов составляет 12%, автомобилей - 22%. В ближайшее время
необходимо увеличить долю автобусов большой и особо большой вместимости.
Надо организовать отечественное автомобилестроение для обеспечения потребности
Украины в автомобилях на 65-70% (сейчас 10-15%).
Годовая потребность выпуска автомобилей на перспективу составит, тыс. шт.:
грузовых - грузоподъемностью до 2 т - 40; свыше 8т - 40; автобусов большой и
особенно большой вместимости -10; легковых автомобилей среднего класса - 6;
малолитражных легковых автомобилей - до 200.
Необходимо совершенствовать систему технического обслуживания и ремонта
автомобилей за счет развития сети сервисного обслуживания, создание
современных средств диагностики технического состояния, модернизации авторемонтных
заводов.
Нормативное функционирование автомобильного транспорта возможно лишь при условии
соответствующего развития сети автодорог. Чтобы достичь обеспечения автодорогами
европейского уровня, необходимо построить почти 200 тыс. км путей, в том
числе 60% в сельской местности. Мировой опыт свидетельствует, что именно во время
экономических кризисов строительство автодорог приобретало первостепенное значение благодаря
возможности создания новых рабочих мест и высокой эффективности труда
капиталовложений.
Следует также создать скоростные автомагистрали, которые соединят Западную Европу с
странами СНГ.
Инвестирования
строительства автомобильных магистралей должно состояться в направлениях: с Юга на
Север на линии Черновцы-Хмельницкий-Шепетовка для связей Украины с
Молдовой, Беларусью и странами Балтии, а также на линии Черкассы-Сумы для
связи с Россией. Нуждаются в реконструкции гостиницы и мотели, пункты автосервиса
для грузовых и легковых автомобилей из-за рубежа, автомобильные дороги
Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Луганск и Чоп-Ивано-Франковск-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Кировоград-Кривой
Рог-Днепропетровск-Запорожье-Донецк. Этими путями ежегодно через территорию
Украины транзитом перевозится 70-80 тыс. т различных грузов из стран
Западной Европы в Россию, Казахстан, Таджикистан, Турцию и другие страны. По
расчетам для оборудования этих двух автомагистралей необходимо реконструировать
и построить 355 объектов.
Целесообразно обеспечить участие зарубежных фирм в реконструкции и строительстве
автомагистралей. Это обеспечит соответствующее качество и оговоренные сроки
строительства. Одна из магистралей, запланированных для строительства, - это автострада
Барселона (Испания)-Киев, который будет проходить через Подгайцы-Теребовля
(Тернопольская обл.).
В сельской местности доминируют автодороги местного и внутрихозяйственного
подчинения. Почти 30% их еще не имеют твердого покрытия и при неблагоприятных
погодных условий становятся слабопрохідими. Вследствие этого национально-хозяйственный
комплекс Украины, в частности отрасли АПК, испытывает больших материальных убытков.
Чтобы обеспечить Украину автодорогами на уровне европейских стран, необходимо
построить и модернизировать почти 200 тыс. км дорог, в том числе 60% в
сельской местности. Межгосударственные связи требуют строительства
автомагистралей мирового уровня с бетонным или асфальтобетонным покрытием и
многорядным движением. Опыт Германии, Японии свидетельствует, что именно во время
экономических кризисов строительство автодорог приобретало первостепенное значение,
способствовало созданию новых рабочих мест и высокой эффективности капиталовложений.
Значительный потенциал грузового парка (70%) сосредоточено в хозяйствах и
автопредприятиях (АТП) агропрома и корпорации «Укравтотранс», остальные - на
предприятиях различных ведомств. Автомобильный транспорт требует значительного
технического обновления, оптимизации структуры парка по грузоподъемности, типам
кузовов, наличием специализированных транспортных средств, особенно малой
грузоподъемности, развития сети сервисного обслуживания, создание новых
и модернизации действующих авторемонтных заводов.
В отправлениях пассажиров преобладает автомобильный транспорт. Заметно есть доля
железнодорожного - 14,1% и незначительно - морского, речного и авиационного.
Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен) является специфическим
видом, потому что осуществляет перевозки исключительно внутри населенных пунктов.
Среди перевозки грузов наибольшая доля отправлений приходится на
автомобильный транспорт (74,1%), на втором месте - железнодорожный (14,7%), на
третьем - трубопроводный (9,8%).
Незначительной является доля речного и морского, и совсем мизерной авиационного. Следовательно,
важнейшим видом транспорта для перевозки пассажиров и грузов является
автомобильный. Его роль в будущем, с процессом интеграции Украины в
европейские структуры, будет расти. Генетически он является продолжением древнейшего
вида транспорта - гужевого и сейчас иногда с ним взаимодействует.
Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный
транспорт развивался более-менее равномерно по всей ее территории, правда, несколько
плотная сеть автодорог на западе страны. Общая длина автомобильных
дорог составляет 172,3 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 163,3 тыс.
км, или 94,8%. Важнейшими автомобильными дорогами (автомагистрали) являются:
Киев-Житомир-Ровно-Львов, Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево, Киев-Умань-Одесса,
Киев-Глухов, Львов-Мукачево, Харьков-Новомосковск-Запорожье-Симферополь.
Крупными узлами автомобильных дорог Киев, Львов, Харьков, Хмельницкий и др.
Перевозка пассажиров осуществляется преимущественно в междугородном и пригородном
сочетаниях. В перевозках грузов важное значение в последние годы приобретает
специализированный автомобильный транспорт (контейнерный, рефрижераторный и др.).
В перспективе автомобильный транспорт Украины все теснее интегрироваться
в высокоразвитую европейскую автомобильную коммуникационную систему. Это предусматривает
строительство в стране первоклассных автострад, в частности трансъевропейской
широтной «Киев-Мадрид».