Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
МОРФОЛОГИЯ

Прилагательное

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Распределите приведенные словосочетания на три группы, в состав каждой из которых принадлежат, соответственно, качественные, относительные или притяжательные прилагательные. Медвежья услуга, медвежья берлога; детский дом, детское любопытство; деревянный голос, деревянный стол; золотое сердце, золотой перстень; стеклянная посуда, стеклянные глаза; каменная стена, каменная душа; железная воля, железная крыша; лисья нора, лисья натура, лисья шуба; каштановое дерево, каштановые волосы; вишневый цвет, вишневый цвет; петров кнут, Петров тетрадь; лебяжий пух, лебединая верность; волчий аппетит, волчий хвост; бараний рог, бараний ум, бараний кожух.

2. Выпишите сначала прилагательные мягкой группы, а затем - твердой.

Безработный, верхний, весенний, модный, новый, дружественный, телячий, Сергиев, зелен, будущий, присутствует, ладен, глухой, ржаной, образовательный, вчерашний, настоящий, ранний, полон, домашний, дочкин, обеденный, Марии, сизый, сегодняшний, здешний, дедов, внешний, родной, последний, завтрашний, западный.

3. Провідміняйте прилагательные веселый, дружный, высокая, синие.

4. Составьте словосочетания с представленными ниже существительными, подбирая к ним прилагательные твердой и мягкой групп.

Весна, ребенок, вечер, небо, котенок, село, море.

5. Образуйте от представленных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. Выясните, какие фонетические изменения происходят при образовании высшей степени сравнения.

Свежий, сизый, гладкий, тихий, родной, сладкий, глубокий, красивый, маленький, старый, горький, длинный, далекий, сильный, быстрый, близкий, тяжелый, толстый, здоровый, большой, высокий, красивый.

6. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Джерельн...и воде, ... ночи, струнк...х юношей, Степанов... тетради, четкого...мирозпорядженнями, глух...и угол, стороны...м людям, тьмян...мы глазами, скрипуч...м голосом, тягуч...и мысли, пе...х степей, рівненьк... тропы, природы...мы ресурсами, свіж...мы по следам, спостережлив...м глазом, якнайширш... связи, братов...м детям, дрімуч... леса, найкращ...мы пожеланиями, целебное...м зельем, найкращ... люди, найнижч... берега.

7. Перепишите, вставляя в окончаниях прилагательных пропущенные буквы ы или и.

1. Каждый бывает велик... м хоть раз за жизнь (Леся Украинка). 2. Я на вбог...м сумн м... перелозі буду сеять красочный... цветки, буду сеять цветы на морозе, буду лить на них слезы гірк... (Леся Украинка). 3. Чем дольше где я путешествовал странами далеко... мы, - чаще в памяти выныривал вишневская...и сад и тех...и стал, кровли домов с аистами (И. Непогода). 4.1 вставала тогда в г...и воображении слава бойов...х козацьк...х походов, оживали грізн... сечи, когда шли на этой земле (И. Цюпа). 5. Звезды стояли... и прозор..., как прежде... маки молод... (А. Малышко). 6. Свіж...и, вогк...и ветерок поезд из реки (Г. Коцюбинский). 7. Эфф..., жовтогаряч... и желтый... веселчин... полосы были так... ясн..., словно горели тех...м пламенем (И. Нечуй-Левицкий). 8. В широ...м пространстве губилось глаз (Леся Украинка). 9. Неужели я только порошина темная в вихре скороминущ х... лет? (Л. Первомайский)

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях прилагательных и существительных.

1. Как не любить усталости целебное...й после горя...й игры, зову птицы над темн... ю пущ... ю, родных песен из-за горы? (М. Рыльский) 2. Чистый воздух был напоен вяжущим вранішн...ю свежестью (О. Гончар). 3. Горяч...й земной цветом горит на солнце ячмень (Г. Коцюбинский). 4. Споко...м, мирной жнив'яною тиш...ю повівало с окружающих полей (В. Козаченко). 5. Он не скрывал ни от кого, что сам вышел из давн...ого козач...го рода (Панас Мирный). 6. Хотя лежач...го не бьющие, да и полежат не дадут ледач... м (Т. Шевченко). 7. Пыльная дорога бежит из-под Маланч...них ног в поле (М. Коцюбинский).

9. Перепишите, превращая существительные, в скобках, на притяжательные прилагательные в нужной форме.

1. Кто знает, не (дедушка) легенды, воспоминания и предания о древности заронили в (Тани) душу первую любовь к родному краю (В. Гончар). 2. (Галя) испуг прошел, и сердечко билось (Марко Вовчок). 3. А в (Цепкая) сердце уже шевелилось желание верховодить (Панас Мирный). 4. Мимо (Матуха) двор как проходил, - посмотрел с интересом (А. Головко). 5. В (тетя) яблоневом саду громко шурхотіло под ногами багряные листья (Есть. Гуцало). 6. (Черныш) семья в тяжелые времена была далеко от Украины и горя оккупации не претерпела (В. Гончар). 7. Вижу (Сергей) задумчивый профиль (О. Гончар). 8. (Сергей) настроения появилась великодушие (О. Гончар). 9. (Андрей) мысли плыли дальше (М. Коцюбинский). 10. На звездном фоне увидел Давид ее, (Зинько) измученное и зраділе лицо (А Головко).

10. Выпишите прилагательные с существительными. Определите разряд прилагательных, объясните свое мнение.

Колыбельная песня. Сколько их создал народный гений! Этот особый фольклорный жанр, обозначенный высоким поэтическим мировосприятием, глубиной мелодичного звучания, богатством образов. Ласковый мамин напев засевал детскую душу любовью к людям, к природе, ко всему живому. Под пение мамочкиного песни вырастали Поэты и композиторы, земледельцы и защитники родной земли, философы и мудрецы, просто люди. Если бы не мамина песня, сказал как-то один древний историк, каким убогим было бы нашу жизнь. Спит натруджене село, только в нашем доме допоздна поблимкує огонек. Неньчина память бережно розсновує золотые нити народной поэзии, и звенят они, словно струны бандуры, живым языком поколений (В. Скуратпівський).

11. Запишите сложные прилагательные, сгруппировав их в соответствии с правилами написания.

Научно / технический, военно / обязан, культурно / образовательный, украинско / российский, индо / европейский, светло / зеленый, красно / горячий, темно / шоколадный, весьма / уважаемый, высоко / авторитетный, три / кутный, договорно / правовой, экс / чемпионский, общественно / политический, массово / политический, профессионально / квалификационный, судебно / экспертный, снежно белый, северо / западный, огне / опасный, погрузочно / разгрузочный, полу / кожаный, справочно / информационный.

12. От поданных слов образуйте сложные прилагательные, объясните их правописание.

Вагон, ремонтный; общественный, полезный; производственный, потребительский; сто, оао; низкий, рентабельный; машины, строить; бюджет, финансы; лечебный, профилактический; известный на весь мир; внешняя политика; вице, адмиральский; продуктовый, промышленный; много, раз; синий, голубой; кисловатый, соленый; мало, знакомый; восточные, славяне; шесть, этаж; восемнадцать градусный; общественный, вредный; общий, демократический; народная поэзия.

13. Перепишите, раскрывая скобки и где надо вставляя дефис.

И. 1. Мой сыночек (сине) окий в колыбели улыбается мне (В. Сосюра). 2. Страшно (бессильно) малым слышать себя перед смертью, но страшнее, когда не за что умереть! (Б. Олейник) 3. Не знал, не знал звездочет (остро) бородий, что в антисвіті есть антизірки, что в народах есть антинароди, что в веках есть антивіки (Л. Костенко). 4. Заходило солнце, переливалось красками небо - то (желто) горячими, то (густо) красными, то просинюватими (Гр. Тютюнник). 5. (Красно) бокием яблоком округлым скатился день, созревший и тяжелое (Г. Рыльский). 6. Над водой пропливало легонькое (бело) снежное паутина (Ю. Збанацкий). 7. Вяжет осень леса перевяслами (янтарно) (кораллово) желтыми (Н. Забила). 8. Великолепный ковер опавших листьев осины то загорается (кроваво) красным и малиновым цветом, то блестит (нежно) розовым, (свет) желтым, оранжевым (Ю. Збанацкий). 9. Скалы над берегом казались еще более неподвижными против (вечно) живой, (вечно) подвижного моря (Леся Украинка).

II. 1. Я тебя встречаю утром, слово катится в разговор, дорогая моя слов'янко, (черно) бровь, (каро) глаза (В. Крищенко). 2. Она спела (печальную) грустную песню на прощание (И. Нечуй-Левицкий). 3. Огромные бешеные волны, часто величиной с (три) (четыре) этажный дом, носятся морскими пространствами (В. Мезенцев). 4. И течет твой взгляд (темно) синий, как ветер в тени небес (М. Винграновский). 5. Подходили к Мы-колчиної (полу) сгоревшей хаты (М. Винграновский). 6. (Фольклорно) (лето) писна традиция Руси отмечается настороженным отношением к Олегу (Г. Слабошпицкий). 7. Стеклянные стенки аквариума способны пропускать (ультра) фиолетовая свет для фотографирования (В. Мезенцев). 8. Софиевским озер жемчужистые росы и домов (три) этажные небоскребы (И. Драч). 9. Планировалось (широко) масштабное строительство земских школ, больниц, дорог, (конно) почтовых станций, участков (почтово) (теле) графного связи (И. Захаров).

14. От представленных существительных образуйте прилагательные, объясните их правописание.

Привет, глубина, правда, разговор, свекла, глава, книга, стена, солнце, звезда, слово, корова, медведь, зло, голос, исполнительность, нога, величие, хвост, ветки, хата, лентяй, земля.

15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание прилагательных.

1. Старый сечевик натхнув свою душу в молод. ..н...ку душу внука. 2. И на них (досках) не лежало ничего - пустіс...н...ки, голіс...н...ки, как и голая и толстая жердка. 3. Гриша сбросил со спины сумку с сухарями, лихен...ку свитину и не лучших... сапоги. 4. Подмухав ветерок легендарный...кий, за словцом шептал словечко; с родных яблонь цвет білен...кий осыпал мне лицо. 5. Темная ночь, ветерок...с...н...кий зашумел в моей окне; дождик капает дрібн...с...н...кий, в сердце падает мне (Панас Мирный).

16. Вставляя, где нужно, пропущенные буквы (н или нн), запишите буква в две колонки: а) те, в которых удваивается буква н; б) те, в которых пишется одна буква н. Объясните правописание прилагательных. Зверше...ый, безви...ой, качи...ый, мерзе...ый, глибоче...ый, сметет...ный, ки...ый, неждите...ый, притама...ый, неподола...ый, неподола...ой, не оказаний, несказа...ый, еди...ый, проведет...ый, благое лове... ый, чаву...ый, мураши...ый, ра...ий.

17. Представленные словосочетания замените словосочетаниями существительных с прилагательными, если такая замена возможна.

Образец: карандаш отца - родителей карандаш, ветер с севера - северный ветер.

Волны Днепра, работа студента, командир дивизии, завещание отца, произведения Тычины, работа на заводе, клуб металлистов, сабля из стали, столб из дерева, отряд с фронта, болезнь желудка, задачи на год, дни весны, листья березы, порядки школы, улицы села, протест народа, привет товарища, артист из Киева.

18. Выполните морфологический разбор прилагательных в поданных предложениях.

1. Плачет теперь белым снегом мамина вишня в саду (Д. Луценко). 2. В те утренние часы море было особенно ласковым и нежным (Ю. Збанацкий). 3. Легкие тепловії щекочут покрытое бронзовой смагою лицо, и фиолетовые васильки кивают тебе с обочины пути как давнему знакомому, и перепела в нескошенных ржи будто приглашают к степных колодцев (И. Цюпа). 4. Хорошо, что имеем силу родного отчего края (А. Малышко).