Урок 118
Тема. Анализ контрольной работы. Повторение изученного о слове, предложении, виды предложений по цели высказывания и интонации. Подбор однокоренных слов
Цель: повторить изученное о глаголе; систематизировать знания о предложении, его виды по цели высказывания и интонации; закрепить знания учащихся о корне слова, совершенствовать умение подбирать родственные слова; воспитывать уважение к людям рабочих профессий, любовь к окружающей природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
III. Повторение и закрепление изученного материала
1. Коллективная работа (упражнение 284)
- Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нем изображено.
- Запишите одним предложением ответ на вопрос: «Что делают строители?»
- Вспомните, что такое корень. Как называются слова, имеющие общий корень?
- Определите корень в родственных словах записанного предложения.
2. Минутка чистопису
льн строй дом
- Подберите другие однокоренные слова с этими буквосочетаниями. (Строительный, строить, строительство)
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 285)
- Прочитайте стихотворение. Спишите выделенные слова, устно поставьте к ним вопросы.
- Подберите к ним и запишите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делает?
4. Коллективная устная работа (упражнение 283)
- Прочитайте предложения, вставляя вместо точек названия машин.
- Подумайте, почему эти машины так называются. Какие еще машины помогают строителям?
5. Комментируемое письмо (упражнение 286)
- Прочитайте стихотворение и найдите в нем слова с ненаголошеними гласными [е], [ы], написание которых надо проверять по правилу.
- Вспомните и расскажите это правило. Приведите примеры.
- Какие слова мы называем служебными? Выпишите их вместе со словами, с которыми они связаны. (На горе, за рощей, на стебле, за тепло, за щедрость)
- Из второго предложения выпишите слова парами.
6. Физкультминутка
7. Работа со стихами (упражнение 287)
- Прочитайте стихи молча, подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на предложения, в конце которых стоит знак вопроса или восклицательный знак. Выделяйте голосом обращения.
- Найдите в стихах повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
- Какие предложения называются розповідними?
- Почему в конце вопросительного предложения ставим знак вопроса?
- Что выражает побудительное предложение?
- Спишите три предложения, в которых есть обращения.
8. Работа в парах (упражнение 289)
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Подумайте, каким тоном и как громко надо его читать. Как передать любовь поэта к родной природе, желание познать ее?
- Прочитайте текст вслух. Читая выделенные слова, немного повышайте голос.
- Какие предложения в тексте преобладают? Спишите повествовательные предложения.
9. Самостоятельная работа (упражнение 288)
- Запишите по образцу, заменяя одним словом каждый из представленных выражений.
IV. Итог урока
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? А за интонацией? Приведите примеры.
- Что такое корень слова? Какие слова являются родственными? Приведите примеры.
- Подберите однокоренные слова к слову гриб.
V. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 290.