Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Руссо Жан-Жак (1712 - 1778) - французский философ, просветитель, общественный деятель, писатель. Его мать умерла во время родов, Г. воспитывал сначала отец, а потом родственники. В 1728 г., будучи еще подростком, он убегает из родной Женевы и отправляется на поиски своей судьбы. Самостоятельно получив образование, Г. стал одним из самых самобытных европейских мыслителей и художников: он был композитором, музыкальным критиком, романистом, ботаником, эссеистом, а также автором серьезных трудов по политической и моральной философии. Переехав в 1742 г. в Париж, Г. какое-то время работает секретарем французского посла в Венеции (1743 - 1744 гг.). В 1750 г. трактат "Размышления о науки и искусства" получил награду Академии Дижона и сделал Г. знаменитым. Самые известные труде "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755), "Юлия, или Новая Елаїда" (1761), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1962), "Эмиль, или О воспитании" (1962). После того, как труда "Эмиль" (1762) и "Об общественном договоре" (1762) было подвергнуто осуждению в Париже и Женеве, он бежит из Франции и несколько лет проводит в поисках спокойного убежища на швейцарской, прусской, английской землях. Между 1764 - 1770 гг. Г. пишет автобиографическую "Исповедь", впоследствии еще два автобиографические произведения: "Диалоги", написанные в 1772 - 1776 гг., и "Прогулки одинокого мечтателя" (1776 - 1778). Его можно считать одним из основателей научно-критического мышления и цивилизационного принципа. Он одним из первых проследил историю человечества, в частности изменение его социальных формирований (семья, племя, народ), исходя из развития средств производства или, говоря современным языком, "техническую революцию", первый этап которой начался с изобретения каменного топора, а второй - с обработки металлов и земледелия. Источник общественных проблем и конфликтов он усматривал в социальном неравенстве, которую понимал прежде всего как неравенство имущественное. Г. считал, что неравенство между людьми существовала не всегда, а возникла лишь на определенном уровне исторического развития человечества из имущественных отношений между людьми. Исходя из того, что в естественном состоянии люди были свободными и счастливыми, Г. доказывал, что с возникновением имущественного неравенства, а позже неровности политической они стали порабощенными. Средством преодоления социальной несправедливости и неравенства может быть только общественный договор, по которому сувереном, единственным правителем общества должен быть объединенный народ. В общественном договоре Г. ищет также и реализацию свободы, которая, по его мнению, является свободой высшего типа, чем естественная свобода, потому что подчинение только одним желанием является рабством, а подчинение закону, который люди сами установили, - это настоящая, реальная свобода. Придерживаясь мнения о том, что суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти, Г. отстаивает принцип прямой демократии, идеал народного суверенитета, по его мнению, основывается на тоталитарной идеи о общую волю народа, не ограниченную правами и свободами отдельных граждан. Поскольку народ является единым суверенитетом, то нет необходимости делить власть на законодательную и исполнительную ветви, а важнейшие общественные проблемы Г. предлагал рассматривать на всенародных плебисцитах. Именно этим, согласно Г., обусловлены основные черты и признаки народного суверенитета: его неделимость и неотчуждаемость; любой акт суверенитета накладывает одинаковые права и обязанности на всех гражданах. Концепция Г. построена на обеспечении самостоятельной роли личности в обществе, полном подчинении ее "общественном целом". Обнаружена референдумом "общая воля" становится обязательным для всех, кто оказался в меньшинстве. Одной из самых величественных идей Г. была идея свободы и равенства человека и народов. Весьма полезной стала теория происхождения неравенства как между людьми, так и между народами. Имущественное неравенство, деление на бедных и богатых, по мнению Г., является первой ступенью неравенства. Вторая ступень неравенства он связывает с возникновением государства. Третья ступень неравенства в обществе является результатом преобразования законной власти в деспотизм. Вывод о неравенстве между людьми как основной фактор зла Г. повторял неоднократно, со временем начал искать причины неравенства между людьми в факте их объединения в организованное общество, которое является основной причиной неравенства. Идеи Г. в значительной мере повлияли на развитие общественного сознания того периода, становления справедливости и преодоления неравенства. Руссо заслуживает того, чтобы его считали одним из самых глубоких и сложных мыслителей в истории Запада.

Политология / под общ. ред. Ю. И. Кулагина, В. И. Полуріза. - К., 2002; Энциклопедия политической мысли / Пер. с англ. под ред. Н. Лысюк. - К., 2000; Философия / под ред. И. Ф. Надольного. - К., 2002; Юрий М. Ф. Основы политологии. - К., 2003.

Т. Самойленко