Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Российская политическая мысль - совокупность политических взглядов, идей, концепций российских политических мыслителей и политических деятелей. Началом Г. п. д., как и белорусской и украинской, политико-государственные трактаты и произведения древнерусского государства. В этих исторических памятниках ("Русская правда" Ярослава Мудрого, "Поучение..." Владимира Мономаха, "Повесть временных лет" и др.) политические идеи выступают важным ресурсом государственной власти, создают благоприятный образец в глазах народа. Принятие христианства (988 г.) позволило князьям Рюриковичам стать на один уровень с западноевропейскими монархами. Но с разрастанием княжеского рода политическая централизация в Киевской Руси быстро пошла на спад, уступая удільно-феодальной раздробленности. С другой стороны, православная церковь все больше входила в конфронтацию с великокняжою властью во главе с Киево-Печерским монахами. Выдающаяся роль в разработке церковно-политической идеологии принадлежит старцу Феодосию Печерскому и его знаменитому ученику Нестору Летописцу. Согласно взглядам Феодосия (умер в 1074 г.) власть князя должна сохранять православие, защищать интересы церкви ("Послание к Изяславу"). Концепция Феодосия о "богоугодного властелина" заняла ведущее место в идеологии периода удельной раздробленности. Нестор (среди. XI - нач. XII в.) написал "Повесть временных лет", в которой соединил различные летописные материалы, сделал определенную систематизацию историко-политических событий на Руси. Он трактовал реальную действительность в контексте борьбы добра и зла, а все беды, которые выпали на долю Руси, считал результатом действий неправедных князей - властителей. Они привели к удельной раздробленности, чем вызвали кару божью. Основная идея произведения Нестора - единения Руси, но такое единение способна осуществить православная церковь, а не великокняжеская власть. Великое княжение - источник ослабления Руси, источник распрей и раздора княжеского. Нестор отстаивал идею верховенства церкви, а светская власть должна действовать как удільно-династическое княжение. Но в то время формировались и другие взгляды на власть и общество. Древнерусское государство было ранньофеодальною, в ней хранились свободные общинники, вечевые традиции и др. Поэтому божий характер княжеской власти объяснялся традиционными патриархальными ценностями, в которых взаимоотношения князей с подданными воспринимались как отношения отца с сыновьями. Так, в "Моленні Даниила Заточника" (XII - XIII вв.) подчеркивалось, что князь должен быть заботливым отцом, как "вода мати рыбам". Божий характер княжеской власти в древнерусских источниках тесно переплетался с идеей ответственности князя перед народом. В "Поучениях..." Владимира Мономаха есть черты идеального властителя: милосердие, мужество, военная сила, мудрость, соблюдение законов.

Другие политико - идеологические теории Г. п. д. охватывают эпоху Московской государственной централизации, они формировались и эволюционировали почти до XVIII в. в форме богословских политических доктрин или под очень сильным влиянием церкви. Возрождение Руси как государства начинается с победы в Куликовской битве (1380), после которой закладываются основы политической теории "Москва - третий Рим". Политическая мысль работала исключительно в направлении поддержки московской централизации, собирание Руси. В ХV - ХVI вв. значительный вклад в разработку Г. п. д. сделали Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский. Сначала Иосиф придерживался теории превосходства духовной власти над светской ("Просветитель"), но позже в послании великому князю Василию III пишет про московскую власть, которой должны подчиняться все православные христиане, витому числе и священники. Таким образом, Иосиф впервые в Г. п. д. предоставил абсолютизма статус божьей власти. Инок Филофей в своих посланиях изложил теорию "Москва - третий Рим", которая выражала политические стремления той части русского духовенства, которая искала союза с великокняжою властью, мечтала о единстве церкви и государства. Эта теория давала широкое осмысление исторического и духовного определение России, включала российское государство в контекст всей мировой истории. И хотя концепция Филофея касалась не столько политической мощи России, как преимущества российского православия, она сыграла важную роль в развитии историко-философской политологии вплоть до Чаадаева, Соловьева и Бердяева. Политическую философию московского самодержавия, кроме представителей церкви, активно формировали идеологи дворянства (Ф. Карпов, И. Пересветова, Есть. Эразм). В их концепциях рассматривались правовые основы царской власти, необходимости установления военной монархии, повышение роли дворянства и т.д. Но и боярство стремилось сковать политическую волю московского государя, что особенно остро проявилось, когда боярскую оппозицию возглавил князь Андрей Курбский (переписка Ивана Грозного с А. Курбским). Теория самодержавия И. Грозного строилась на подчинении церкви власти. Собственно, на противопоставлении светской и духовной власти Грозный и основал свое учение о царском єдинодержавство. Возрождение Русского государства времен Ивана Грозного держалось исключительно на его тирании и не могло быть длительным. После смерти Грозного, гибели двух его сыновей (Ивана и Дмитрия) и смерти третьего сына - Федора, который был на царстве 14 лет и не оставил потомков, в России начинается смута, которая завершается коронацией Михаила Романова (1613). Кроме государственной смуты Россия пережила церковный раскол: выступление протопопа Аввакума против церковных реформ патриарха Никона. Дальнейшее развитие Г. п. д. связан с именами русских просветителей А. Матвеева, Ф. Ртіщева, А. Суханова, О. Ордын-Нащокина, С. Полоцкого, Ю. Крижанича, И. Посошкова. Воспитатель царских детей, белорусский монах Симеон Полоцкий (1629 - 1680) был не только профессиональным литератором, но и выдающимся политическим философом. С идеями Полоцкого был солидарен хорватский книжник Юрий Крижанич (1617-1683), который прибыл на московскую службу в 1659 г. В своих трактатах "Политика" и "Беседы о правительстве" он провозглашает Россию главным центром и оплотом мирового славянства. Он пишет о необходимости политической мудрости властителей. Политика, по Крижаничем, - это наука управления, или королевская мудрость, которая может быть достоянием только монархов и их советников. Рассматривая различные формы государственного правления.

Крижанич пришел к выводу, что демократия ведет к анархии, аристократия - к повышению немногих, и только просвещенная монархия может быть благом. Иван Посошков (1652 - 1726) также был сторонником абсолютной монархии, но на пользу купцам и служебном дворянству против боярства. В своих трактатах он предлагал ввести четкую регламентацию прав и обязанностей представителей каждого сословия, а также обновить государственное законодательство с целью внедрения правды и справедливости. Выходец из Украины, ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович (1681 - 1736) переехал в Петербург, был горячим сторонником реформ Петра i в ранге царского советника. Абсолютную монархию считал наилучшей формой государственного правления, ибо она якобы обеспечивает единство, целостность и благо государства. Он первым из русских мыслителей выступил против вмешательства церкви в дела государственной власти. Таким образом, Г. п. д. сформировалась в весьма влиятельную идейно-теоретическую основу будущих реформ Петра i.

В XVII-XVIII в. в Россию начинают активно проникать западноевропейские политические теории и концепции, которые сыграли особую просветительскую роль во времена правления Петра i И Екатерины II и значительно влияли на внутриполитическую жизнь империи. В XIX в. многие из политических мыслителей и деятелей России уехал в Европу, а кое-кто из них там остался до конца жизни. Все это способствовало становлению и развитию российских идейно-политических доктрин, которые сформировались в самостоятельные направления политической философии и политической деятельности: консерватизм, либерализм, радикализм, марксизм.

Российский консерватизм имел наибольшие идейно-политические корни в общественной жизни государства, потому что опирался на глубокую историческую традицию. Представителями этого течения были князь М. Щербатов (1733 - 1790), министр просвещения граф С. Уваров (1786 - 1855), историк М. Карамзин (1766 - 1826), обер-прокурор Синода К. Победоносцев(1827 - 1907), славянофилы (А. Хомяков, братья Аксакови, брать Кірєєвські, Ю. Самарин, О. Кошелев). Князь Щербатов, высоко оценивая роль реформ в удержании целостности и могущества государства, считал, что они разрушали моральное состояние общества, традиции и мировоззрение народа. С. Уваров выдвинул формулу: "православие, самодержавие, народность", которая стала основной идеей славянофильства, хотя часть из них не отвергала необходимости отдельных реформ (отмена крепостного права, провозглашение некоторых свобод).

Российский либерализм был представлен писателем М. Новиков (1744 - 1818), выдающимся правоведом графом М. Сперанским (1772 - 1839), первым российским политологом Б. Чичериным (1828 - 1904), философом и историком К. Кавеліним (1818 - 1885), выдающимся ученым и политическим деятелем П. Струве (1870 - 1944), философом П. Новгородцевым (1866 - 1924). До либералов также принадлежали философы М. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, историки М. Кареев, М. Ковалевский, юристы Бы. Кистяковский, Л. Петражицкий и др. Либерализм в России не получил широкого распространения и его влияние на Г. п. д. был ограниченным, потому что идеология либерализма - верховенство прав и свобод личности над интересами государства и общества - не могла укрепиться в Российской империи через социально-экономические и политико - правовые условия.

Вера в самостоятельность России и ее необычный путь развития вошли также в теорию и многочисленные революционные концепции российского политического радикализма и марксизма. Основателем идеи свержения самодержавия и установления народного правления был О. Радищев (1749 - 1802). Идею революционной перестройки общества стремились реализовать декабристы. Во второй половине XIX ст. Г. п. д. понесла серьезного влияния европейского социализма и анархизма. Революционные демократы В. Белинский (1811 - 1848), А. Герцен (1812 - 1870), М. Чернышевский (1828 - 1889), Д. Писарев (1840 - 1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения монархии. Представители анархизма князь П. Кропоткин (1842 - 1921) и М. Бакунин исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Они призывали к свободному союза земледельцев, рабочих и других обществ, к созданию общечеловеческого братства.

Представителями российского марксизма были Г. Плеханов (1856 - 1918) и его участники женевской организации "Группа освобождения труда", большевики во главе с В. Лениным (1870 - 1924), О. Богданов (1873 - 1928), А. Луначарский (1875 - 1933), М. Бухарин (1888 - 1938) и др.

Активно развивается современная Г. п. д., а среди ее ведущих ученых известные ученые Г. Ашин, Ф. Бурлацький, О. Бутенко, К. Гаджиев, А. Гаман-Голутвина, О. Дегтярев, А. Кива, Есть. Кудряшова, Г. Мухаєв, О. Панарин, А. Понедєлков, В. Пугачев, А. Соловьев, В. Ципко и много других.

Антология мировой политической мысли. - Т. 3-4. - М., 1997; Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990; Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлен. - СПб., 1994; Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1998; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997.

А. Пахарєв