АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ - философские
понятия, обозначающих знание, приобретенное из опыта, - апостериори (лат. a posteriori
- с следующего) и знание, существующее в сознании до опыта, предшествующий опыту,
- априори (лат.
a priori - из предыдущего). Эти сроки особенно распространились после
опубликования труда И. Канта «Критика чистого разума». Апріоризм Канта был
завершением ложных сторон рационалистических тенденций в истории философской
мысли, что оказывались в признании врожденных идей, «истин разума» в отличие от
истин опыта, факта. Основными причинами кантівського априоризма является: понимание
субъекта познания как единичного индивида, антиісторизм, метафизическое толкование
познания,
абсолютизация активности субъекта. На самом деле отдельный человек не
создает философских категорий, они - результат деятельности всего общества.
Рождаясь, человек через язык и совокупность духовных и материальных отношений
усваивает (часто бессознательно) готовую категориальную структуру имеющегося знания и
деятельности. Эта структура уже сформирована к ней, и человек ее только воспринимает, а не
выводит из опыта. Категории философии как наиболее общие понятия, есть
обобщением многовекового опыта человечества, и поэтому понимать их положения
можно, обратившись не к биографии отдельного индивида, а в истории всего
общества. Действительное соотношение априорного заключается в том, что знания, которые на
предыдущем этапе были получены опытным путем, сформировавшись, далее уже
предшествуют опыту и играют в нем организующую роль, определенным образом
направляют его. При таком понимании апостериорно и априорного
акцентируются как вторичный, відображальний характер знания, так и его
активность.