Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Культурологический словарь

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ - философские понятия, обозначающих знание, приобретенное из опыта, - апостериори (лат. a posteriori - с следующего) и знание, существующее в сознании до опыта, предшествующий опыту, - априори (лат. a priori - из предыдущего). Эти сроки особенно распространились после опубликования труда И. Канта «Критика чистого разума». Апріоризм Канта был завершением ложных сторон рационалистических тенденций в истории философской мысли, что оказывались в признании врожденных идей, «истин разума» в отличие от истин опыта, факта. Основными причинами кантівського априоризма является: понимание субъекта познания как единичного индивида, антиісторизм, метафизическое толкование познания, абсолютизация активности субъекта. На самом деле отдельный человек не создает философских категорий, они - результат деятельности всего общества. Рождаясь, человек через язык и совокупность духовных и материальных отношений усваивает (часто бессознательно) готовую категориальную структуру имеющегося знания и деятельности. Эта структура уже сформирована к ней, и человек ее только воспринимает, а не выводит из опыта. Категории философии как наиболее общие понятия, есть обобщением многовекового опыта человечества, и поэтому понимать их положения можно, обратившись не к биографии отдельного индивида, а в истории всего общества. Действительное соотношение априорного заключается в том, что знания, которые на предыдущем этапе были получены опытным путем, сформировавшись, далее уже предшествуют опыту и играют в нем организующую роль, определенным образом направляют его. При таком понимании апостериорно и априорного акцентируются как вторичный, відображальний характер знания, так и его активность.