Рима политическая мысль Древнего - синтез параполітичних и политико - правовых учений, взглядов и идей древнеримских мыслителей. Параполітична мнение римлян, начиная с царского периода (754 - 510 до н. э.), развивалась преимущественно на собственной основе, как результат религиозного влияния и борьбы патрициев и плебеев, оптиматов и популяров, свободных и рабов. Заметное место в Г. С. п. д. занимала мифология (при наличии большого количества богов). Взлет политико - теоретической мысли в Риме начался в i в. до н. э. из деятельности Цицерона и др. В условиях кризиса полисной государственности, резкого усиления авторитаризма, правового беспредела в Г. С. п. д. имеет место возврат к проповедованию политической пассивности, индивидуализма, космополитизма, фатализма. Сенека, например, считал, что "естественное государство с естественным правом - это вселенная, которая базируется на божественном начале, а люди здесь равны друг другу", "сотоварищи по рабству" и должны подчиниться мировым небесным законам. Марк Аврелий отмечал, что государство должно быть не чем иным, как конформистским образованием с равным для всех законом, что "управляется согласно с равенством и равноправием всех", и считал важнейшим принципом свободу всех. Существенно повлияли на Г. С. п. д. римские юристы i - III ст. до н. е. (Гай, Сабин, Ульпіан, Папіан, Павел и др.). Аристотель, как известно, основал политическую юриспруденцию, а римские юристы основали саму юриспруденцию как науку "о божественные и человеческие дела, знание справедливого и несправедливого" и такие ее отрасли, как правовая политика и правовая практика. Принципиальнейшей политико - правовым памятником Римской империи стал "Корпус юрис цивіліс" - собрание конституций, институтов, дигестів и новелл, известен в истории как Свод Юстиниана (VI в.).
Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997.
М. Головатый