РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.12. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Основа тарифов и сборов на железнодорожном транспорте
Такой основой является Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины О ценах и
ценообразования, О транспорте, О железнодорожном транспорте, О ратификации Соглашения
о проведении согласованной политики в определении транспортных тарифов, О
транзит грузов, Постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении
полномочий центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной
Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных
администраций, исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен и тарифов на
отдельные виды продукции, товаров и услуг».
Хозяйственный кодекс Украины:
Глава 21. Цены и ценообразование в сфере хозяйствования
Статья 189. Цена в хозяйственных обязательствах
1.
Цена (тариф) в этом Кодексе является формой денежного определения стоимости продукции
(работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования.
2.
Цена является существенным условием хозяйственного договора. Цена указывается в договоре в
гривнах. Цены во внешнеэкономических договорах (контрактах) могут определяться
в иностранной валюте по согласию сторон.
3.
Субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности
свободные цены, государственные фиксированные цены и регулируемые цены - предельные уровни цен
или предельные отклонения от государственных фиксированных цен.
4.
При осуществлении экспортных и импортных операций в расчетах с иностранными
контрагентами применяются контрактные (внешнеторговые) цены,
формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативных цен.
Статья 190. Свободные цены
1.
Свободные цены определяются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением
тех, на которые установлены государственные цены.
2.
Свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон,
а во внутрихозяйственных отношениях - также по решению субъекта
хозяйствования.
Статья 191. Государственные и коммунальные цены
1.
Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, которые оказывают
определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и
услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень указанных
ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины.
2.
Согласно закону государственные цены устанавливаются также на продукцию субъектов
хозяйствования - естественных монополистов. Перечни видов продукции указанных
субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3.
Государственные цены устанавливаются на импортные товары, приобретенные за счет средств
Государственного бюджета Украины.
4.
Законом может быть предусмотрено установление коммунальных цен на продукцию и
услуги, производство которых осуществляется коммунальными предприятиями.
5.
Государственное регулирование цен осуществляется путем установления фиксированных государственных
и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых
надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или
путем введения обязательного декларирования изменения цен.
6.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при установлении
фиксированных цен, применение которых делает невозможным получение прибыли субъектами
предпринимательства, обязаны предоставить этим субъектам дотацию в соответствии с законом.
Статья 192. Законодательство о ценах и ценообразовании
1.
Политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочия
органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению
и регулирования цен, а также контроля за ценами и ценообразованием определяются
законом о ценах и ценообразовании, другими законодательными актами.
Закон Украины О ценах и ценообразовании
Украина в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Украины и Законом
Украины «Об экономической самостоятельности Украины» самостоятельно осуществляет политику
цен. Закон определяет основные принципы установления и применения цен и тарифов
и организацию контроля за их соблюдением на территории республики.
Разделе. Общие положения
Статья 1. Законодательство Украины о ценообразовании
Законодательство Украины о ценообразовании состоит из настоящего Закона и других
актов законодательства Украины, которые издаются в соответствии с ним.
Статья 2. Сфера применения Закона
Этот Закон распространяется на все предприятия и организации независимо от форм
собственности, подчиненности и методов организации труда и производства.
Статья 3. Политика ценообразования
Политика ценообразования является составной частью общей экономической и социальной
политики Украины и направлена на обеспечение:
•
равных экономических условий и стимулов для развития всех форм собственности,
экономической самостоятельности предприятий, организаций и
административно-территориальных регионов республики;
•
сбалансированного рынка средств производства, товаров и услуг;
•
противодействия монопольным тенденциям изготовителей продукции, товаров и услуг;
•
объективных соотношений в ценах на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию, что обеспечивает эквивалентность обмена;
•
расширение сферы применения свободных цен;
•
повышения качества продукции;
•
социальных гарантий в первую очередь для низкооплачиваемых и малообеспеченных
граждан, включая систему компенсационных выплат в связи с ростом цен и
тарифов;
•
создание необходимых экономических гарантий для производителей;
•
ориентации цен внутреннего рынка на уровень мирового рынка.
Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере ценообразования
Кабинет Министров Украины:
•
обеспечивает осуществление в республике государственной политики цен;
•
определяет перечень продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые
цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного
управления, кроме сферы телекоммуникаций;
•
определяет полномочия органов государственного управления в области установления и
применения цен (тарифов), а также по контролю за ценами (тарифами).
Статья
5. Социальная защита населения от повышения цен и тарифов
Органы государственной власти и управления Украины последовательно проводят в жизнь мероприятия
по поддержке жизненного уровня населения, в первую очередь низкооплачиваемых и
малообеспеченных граждан, путем введения компенсации потерь в связи с
повышением цен и тарифов, а также путем индексации доходов относительно социально-экономических
групп населения.
Граждане имеют право обжаловать в суде неправомерные действия государственных органов,
предприятий и других юридических и физических лиц и требовать возмещения
причиненных им убытков в случаях реализации им товаров и услуг с нарушением
требований законодательства по ценам.
Раздел II. Установления и применения цен и тарифов
Статья 6. Виды цен и тарифов
В народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные
фиксированные и регулируемые цены и тарифы.
Статья 7. Свободные цены и тарифы
Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за
исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.
Статья 8. Государственное регулирование цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:
•
государственных фиксированных цен (тарифов);
•
предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных
цен и тарифов.
В случае чрезмерного роста цен, ранее выведенных из-под контроля по решению
Кабинета Министров Украины, исполнительных комитетов областных, городских (городов
республиканского подчинения) Советов, допускается временное возвращение к
государственного регулирования цен и тарифов.
Правительством Украины могут вводиться другие методы государственного регулирования цен и
тарифов.
Статья 9. Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы
Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые
оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и
услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и
услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное
(доминирующее) положение на рынке.
Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются государственными
органами Украины.
Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (в том числе на электроэнергию и
природный газ для коммунально-бытовых нужд населения Украины), услуги
общественного транспорта и связи устанавливаются Кабинетом Министров Украины по
согласованию с Верховной Радой Украины.
Статья 10. Изменение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов
Изменение уровня государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов на отдельные виды
продукции, товаров и услуг осуществляется в порядке и в сроки, которые определяются
теми органами, которые согласно этого Закона утверждают или регулируют цены
(тарифы).
Изменение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов может осуществляться в
связи с изменением условий производства и реализации продукции, не зависят от
хозяйственной деятельности предприятий.
Статья 11. Ценообразование при осуществлении экспортных и импортных операций и при
міжреспубліканському обмене
При осуществлении экспортных и импортных операций непосредственно или через
внешнеторгового посредника в расчетах с зарубежными партнерами
применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии
с ценами и условиями мирового рынка.
Регулирования внутреннего ценообразования на экспортную и импортную продукцию
(услуги) определяется Кабинетом Министров Украины.
Межреспубликанский обмен продукцией осуществляется по договорным ценам.
Статья 12. Государственные органы управления ценообразования
Координация работы по осуществлению политики цен, проведение экономического анализа
уровня и динамики цен и принятия мер по регулированию цен и тарифов
осуществляются соответствующими государственными органами управления и их
структурными подразделениями.
Формирование сметной нормативной базы, определение порядка ее применения в
строительстве, контроль за соблюдением заказчиками, проектными,
строительно-монтажными организациями и другими участниками инвестиционной
деятельности нормативных документов и нормативов исчисления стоимости строительства
объектов, которые сооружаются с привлечением средств Государственного бюджета Украины,
бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных
предприятий, учреждений и организаций, осуществляется специально уполномоченным
центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры.
Раздел III. Контроль за ценами
Статья 13. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен
Государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении
государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом контролируется
правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите
экономической конкуренции.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые
эти функции возложены Правительством Украины. Указанные органы осуществляют контроль в
взаимодействия с профсоюзами, союзами потребителей и другими общественными
организациями.
Государственные органы, осуществляющие контроль за ценами, и их должностные лица имеют
права, исполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом
Украины «О государственной налоговой службе в Украине», кроме полномочий,
предусмотренных пунктами 6-9 статьи 11 указанного Закона.
Хозяйственные субъекты должны в установленном порядке подавать необходимую
информацию для осуществления контроля за правильностью установления и применения
цен.
Статья 14. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в
результате нарушения государственной дисциплины цен и действующего порядка определения
стоимости строительства, осуществляемого с привлечением средств Государственного бюджета
Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств
государственных предприятий, учреждений и организаций подлежит изъятию в доход
соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации.
Кроме того, во внебюджетные фонды местных Советов взыскивается штраф в двукратном
размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются с
счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда.
Предприятия, организации и другие юридические и физические лица имеют право
обжаловать в суд нарушения цен со стороны государственных органов, предприятий,
организаций, кооперативов и других юридических и физических лиц и требовать
возмещение причиненных им убытков в случаях реализации им товаров и услуг с
нарушением требований действующего законодательства.
Цены и тарифы, утвержденные с нарушением настоящего Закона и решений Правительства республики
по ценообразованию, отменяются Комитетом цен при Кабинете Министров Украины.
Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов,
привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Соглашение о проведении согласованной политики в определении транспортных тарифов
(соглашение ратифицировано Законом № 104/98-ВР от 10.02.98 г.).
Государства-участники настоящего Соглашения в лице правительств, далее - Стороны, руководствуясь
положениями Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года,
сознавая объективную необходимость эффективного транспортного обеспечения
общего экономического пространства государств - участников Содружества,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов,
стремясь стимулировать тарифам, которые применяются, рост экономик государств -
участниц Содружества, сознавая важность и необходимость
проведение взаимоприемлемых действий в обеспечении эффективности перевозок грузов
и пассажиров, согласились о нижеследующем:
Статья 1. Для целей настоящего Соглашения приведенные термины имеют следующее значение:
«международное сообщение с государствами - участниками СНГ» - перевозки грузов и
пассажиров между государствами - участниками настоящего Соглашения;
«международное сообщение с третьими странами» - перевозки грузов и пассажиров с
государств - участников настоящего Соглашения в третьи страны и в обратном направлении.
Статья 2. Под тарифным пространством государств - участников настоящего Соглашения понимается
пространство, на котором действуют согласованные принципы формирования и применения тарифной
политики для международных перевозок.
Статья 3. С целью выработки согласованной политики в определении транспортных
тарифов в международном сообщении с государствами - участниками СНГ Стороны поручат
соответствующим органам:
•
разработка комплекса мер по регулированию тарифной политики, ориентированной
на обеспечение свободного перемещения товаров и пассажиров;
•
формирование тарифов с учетом конъюнктуры транспортного рынка и экономических
интересов транспортно-дорожного комплекса, потребности в комплексном регулированию
взаимозачетов, исходя из национальных интересов Сторон;
•
выделение тарифных коридоров для транспортировки отдельных грузов с учетом
законодательства Сторон.
В области железнодорожного транспорта действует Решение Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств от 18 октября 1996 года о Концепции установления
согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников
Содружества Независимых Государств.
Статья 4. Как первоочередные меры, направленные на реализацию системы управления
тарифами в международном сообщении с государствами - участниками СНГ, Стороны:
•
разрабатывают адекватную нормативно-правовую базу, регулирующую принципы
ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между
государствами-участниками СНГ;
•
проводят таможенную политику, направленную на облегчение условий транспортировки
грузов.
Статья 5. С целью установления согласованной тарифной политики Стороны принимают
меры к:
•
оплаты перевозок на компенсационной основе, в том числе за счет участия
грузовладельцев в инвестициях в развитие транспорта;
•
снижение эксплуатационных и транспортных затрат на грузовые перевозки и
окупаемости пассажирских перевозок, которые достигаются за счет различных источников
финансирования;
•
разработка и согласование механизма обратных платежей.
Статья 6. Формирование согласованной тарифной политики на основе общих подходов
к определению ставок оплаты, принципов их дифференциации, совершенствования процедур
согласование размеров, унификации правил применения осуществляется поэтапно.
Статья 7. Координационными органами согласования политики в определении
транспортных тарифов является Совет глав правительств Содружества Независимых Государств,
Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза, межгосударственные (межправительственные)
органы сотрудничества в области транспорта, в части железнодорожных грузовых
перевозок - Тарифная конференция железнодорожных перевозчиков государств - участниц Содружества.
Статья 8. Стороны принимают меры к гармонизации национальных законодательных
актов в сфере ценообразования.
Статья 9. Стороны сохраняют за собой право самостоятельного и независимого
определение форм и условий тарифной политики с государствами, которые не принимают участия в
этой Сделке.
Статья 10. По договоренности Сторон в настоящее соглашение могут быть внесены изменения и
дополнения.
Статья 11. Эта Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию
третьего уведомления о выполнении Сторонами, которые его подписали,
внутригосударственных процедур, необходимых для обретение ею действия. Для Сторон,
выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с
дня сдачи депозитарию уведомления об этом.
Статья 12. Эта Соглашение открытая для присоединения к нему с согласия всех Сторон
любого государства, которое разделяет цели и принципы настоящего Соглашения, путем передачи
депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается таким, что
вступило в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии
на такое присоединение.
Статья 13. Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего
Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 14. Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление
об этом депозитария не позднее чем за шесть месяцев до выхода.
Статья 15. Эта Соглашение действует в течение пяти лет со дня вступления в силу. После
истечении указанного срока настоящее Соглашение автоматически продлевается на следующий
пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.
Совершено в городе Москве 17 января 1997 года в одном оригинальном экземпляре
на русском языке. Оригинал настоящего Соглашения хранится в Исполнительном Секретариате
Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему эту
Соглашение, его заверенную копию.
Закон Украины О транзите грузов
Статья 8. Тарифы и расчеты при транзите грузов
Тарифы на транзитные услуги (работы) определяются договорами (контрактами),
указанными в статье 7 настоящего Закона, если иное не предусмотрено
нормативно-правовыми актами, для обеспечения их конкурентоспособности
по сравнению с соответствующими услугами (работами) в сопредельных государствах. Расчеты
между грузовладельцами и другими участниками транзита осуществляются в порядке,
определенном этими договорами (контрактами), в соответствии с которыми грузовладельцы
могут предварительно перечислять на счета других участников транзита средства,
не является собственностью последних и используются ими исключительно для расчетов от имени
грузовладельцев за транзитные услуги (работы) с их поставщиками (исполнителями),
после чего такие операции облагаются налогом в соответствии с законодательством Украины как
оплата этих услуг (работ).