Раздел VIII
Украинская культура
в 30-е годы
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Как отмечалось, постановлением ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций”
были ликвидированы многочисленные художественные группировки и на их месте создана единая
Союз советских художников Украины. В конце 1938 г. состоялся Первый съезд
художников Украины. На нем было провозглашено итоги
“борьбы” за идейную чистоту искусства, воспитание новых кадров и ликвидацию
формализма в искусстве.
В украинское изобразительное искусство
приходят молодые художники, выпускники Академии искусств и художественных институтов,
завоевывает популярность тематическая картина, героями которой становятся современники и события
настоящее. Самыми заметными стали полотна “Победители Врангеля” Ф.кричевского,
“Кадры Днепростроя” К. Трохименко, “Строительство домны № 3” В. Щовкуненка,
“Дорога в колхоз” М. Бурачека, “Щорс в бою под Черниговом” М. Самокиша, “Котовский ликвидирует
банду Матюхи” Ф. Кличко и др. Много сделали художники Украины к празднованию
125-летие со дня рождения Т. Шевченко: графические произведения B. Касияна
(“Шевченко”, “Шевченко среди крестьян ”), Г. Дерегуса (“Екатерина” и
серия “Дорогами Украины”). Цикл иллюстраций к юбилейному изданию “Кобзаря”
создал И. Ижакевич.
Развивается монументальная скульптура. М. Манизер создает памятники Т.
Шевченко, установленные в 1939 г. в Киеве и Каневе, А.Страхов выполняет статую В. Пушкина, Ю.
Белостоцкий - надгробия М. Лысенко и М. Заньковецкой, Г. Пивоваров - монументальные скульптуры для
Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, скульптурные портреты И.
Франко, Т. Шевченко, О. Довженко.
Развитие народных художественных промыслов
ввел в художественную жизнь новых мастеров - М. Примаченко, Я. Герасименко, П.
Власенко, И.Гончара, Н. Вовк, В. Тыквы, Я. Халабудного,
ряд опишнянских гончаров, решетиловский вышивальщиц и др.
Основоположником декоративного живописного натюрморта в
украинском народном искусстве стала Екатерина Билокур.
В архитектуре конструктивизм стал
считаться космополитическим стилем, проявлением техницизма, и в 1932-1933
гг. он был объявлен враждебным и почему-то националистическим; на его
место пришел направление, что сочетал конструктивизм с ампиром и наклоном к
псевдомонументалізму. В этом новом стиле возведено, например, здание
Верховной Рады в Киеве.