Совет Европы - старейшая и крупнейшая на Европейском континенте межправительственная политическая организация. Основана 5 мая 1949 г. 10 государствами - Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией, к которым позже присоединились Греция и Турция (в августе 1949 г.). Впоследствии к Г. Есть. присоединились Исландия и Германия (1950), Австрия (1956), Кипр (1961), Швейцария (1963), Мальта (1965), Португалия (1976), Испания (1977), Лихтенштейн (1978), Сан-Марино (1988), Финляндия (1989), Венгрия (1990), Польша (1991), Болгария (1992), Эстония, Литва, Словения, Словакия, Румыния, Чехия (1993), Андорра (1994), Латвия, Албания, Молдова, Украина, Македония (1995), Россия и Хорватия (1996), Грузия (1999), Азербайджан, Армения (2001), Босния и Герцегови; на (2002). Сегодня Г. Есть. насчитывает 44 государства-участника. Членство в Г. Е. фактически является необходимым условием вступления в ЕС. Штаб-квартира Г. Есть. размещается в Страсбурге (Франция). Финансирования Г. Е. осуществляется правительствами государств - членов пропорционально количеству их населения и государственных ресурсов. Цель ее деятельности: защита прав человека, парламентской демократии и обеспечения принципа верховенства права; содействие осознанию существования европейской культурной самобытности и поддержка ее дальнейшего развития; поиск совместного решения социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; - помощь странам Центральной и Восточной Европы в осуществлении политических, законодательных и конституционных реформ. С 1989 г. определены основные задачи Г. Есть.: быть "политическим якорем" и "сторожем" для европейских посткоммунистических демократий; помогать странам Центральной и Восточной Европы осуществлять и консолидировать политические, правовые, конституционные и вместе с тем экономические реформы; предоставлять ноу-хау в таких сферах, как защита прав человека, местная демократия, образование, культура и охрана окружающей среды. Главными рабочими органами Г. Е. является: Комитет Министров, в который входят министры иностранных дел или их заместители, которые находятся в Страсбурге (послы/постоянные представители), и который является руководящим органом в Г. Есть. (дважды в год меняются, чередуясь, председателя Комитета Министров); Парламентская Ассамблея, в составе которой парламентарии и заместители национальных парламентариев и в которую входят также делегации со статусом "специального гостя" от ряда государств Центральной и Восточной Европы, не являющихся членами Г. Есть.; Конгресс органов местных и региональных властей, состоящий из Палаты местных властей и Палаты регионов; Секретариат, который обслуживает вышеуказанные органы и который возглавляет Генеральный секретарь, который его избирает Парламентская Ассамблея сроком на пять лет.
Совет Европы работает над гармонизацией политики и принятием общих норм и практики в государствах - членах. С этой целью она объединяет на различных уровнях усилия парламентариев, министров, правительственных экспертов, представителей местных и региональных органов власти, молодежные ассоциации, международные неправительственные организации. Основные документы Г. Есть. такие: Европейская конвенция по правам человека устанавливает систему контроля и защиты прав человека. Это осуществляется двумя органами: Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Каждое лицо, которое считает, что были нарушены ее права, гарантируемые конвенцией, может подать жалобу после того, когда уже исчерпаны все существующие возможности решения ее дела на внутригосударственном уровне. Комиссия решает, является ли жалоба приемлемой; после подтверждения принятия жалобы задача комиссии заключается в установлении фактов. Прилагая усилия к установлению фактов, комиссия в то же время пытается найти средства приемлемого урегулирования конфликта. Если урегулирование дела представляется невозможным, комиссия передает жалобу в Комитет Министров, который принимает решение, либо до Европейского Суда по правам человека, в этом случае дело после судебного разбирательства не приобретает огласку. С целью повышения эффективности защиты прав человека на Венской встрече в верхах было принято решение о создании единого суда, который заменит существующую систему комиссии и суда. Для этого в 1994 г. был открыт для подписания новый Протокол (№ 11) к Европейской конвенции по правам человека. Он вступит в силу после того, как его ратифицируют все государства - члены Совета Европы. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств была открыта для подписания с февраля 1995 г. Конвенция устанавливает принципы и нормы защиты прав национальных меньшинств, которые страны, которые присоединятся к конвенции, обязуются поддерживать: равенство всех перед законом, развитие национальных культур и сохранение национальной самобытности, религии, языков и традиций, обеспечение доступа к средствам массовой информации, установление свободных и мирных трансграничных контактов с людьми, которые законно проживают на территории других государств, использование языков национальных меньшинств в вывесках, рекламных надписях и т.д. Конвенция предусматривает механизм внедрения таких положений, которые дают право Комитета Министров за помощью Комиссии советников оценивать реализацию конвенции. Государства, ратифицирующие конвенцию, будут обязаны в течение одного года с момента вступления в силу проинформировать о принятых законодательные акты и мероприятия, которые должны предоставить действенности конвенции. Конвенция по предотвращению пыток (1987) предусматривает выборочную проверку мест заключения группой независимых экспертов Г. Есть. в государствах - участниках, которые ратифицировали эту конвенцию. Европейская социальная Хартия (1961) и Дополнительный протокол к ней детализируют Европейскую Конвенцию по правам человека в социальной сфере. ее целью является защита 23 основополагающих социальных прав и осуществления эффективной социальной политики в Европе. Европейский Кодекс социального обеспечения устанавливает стандарты защиты прав граждан в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.). Европейская хартия местного самоуправления считается "конституцией" местного самоуправления в Европе. Европейская хартия об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне должна поощрить государства предоставлять возможность иностранным резидентам получать реальные гражданские и политические права в местных общинах. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств направлена на содействие использованию региональных языков или языков меньшинств в Европе. Рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами или властями - это законодательная модель, что помогает сотрудничать в таких вопросах, как региональный, городской и сельский развитие, защиту окружающей среды, развитие инфраструктуры и общественных служб, взаимная помощь в случае стихийного бедствия. Европейская культурная конвенция 1954 г. устанавливает рамки межправительственного сотрудничества в области образования, культуры и культурного наследия, спорта и молодежи. Как конкретные примеры действия конвенции можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования, новые методики изучения языков, пропаганду культурного разнообразия и образование в области прав человека, создание базы данных по педагогическим исследованиям в Европе, организацию выставок европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и разработку мер защиты кинематографического наследия Европы. Конвенция о трансграничном телевидении (1989) содержит минимум правил, которые способствуют развитию служб трансграничной ретрансляции телевизионных программ. Программы сотрудничества и экспертной помощи, такие, как "Демосфен", "Фемида", "Лоуд", было разработано Г. Есть. в 1990 г. с целью оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в осуществлении демократических реформ. Эти программы предусматривают представление информации об организации системы местного самоуправления, судебную систему, об управлении исправительными учреждениями и т.п.
Приоритетными задачами Г. Есть. такие: в сфере прав человека - расширение гарантий, которые включены в Европейской конвенции по правам человека, ускорение судебных процедур и совершенствования списке прав, в частности в области защиты прав меньшинств: в средствах массовой информации и связи - защита свободы слова и информации, а также расширение сферы их применения; в социально-экономических вопросах - определение стратегических направлений, нацеленных на большую справедливость в Европе и защиту наиболее обездоленных слоев общества; в образовательной сфере - распространение демократических ценностей и подготовка молодых людей к жизни в полілінгвістичній и мультикультурной Европе; в области культуры - содействие осознанию европейской культурной идентичности и совершенствования политики по охране наследства; в спорте - содействие политике "спорт для всех" и установление четких этических норм; в молодежной политике - привлечение молодежи к европейскому сотрудничеству через Европейский центр молодежи и Европейский фонд молодежи.
Азбука украинской политики: Довод. - Вып. 5 / Авт. - сост.: М. Томенко (рук. колл.), Л. Бадешко, В. Гребельник и др. - К., 2002.
О. Антонюк