ОБЩЕНИЕ - один из
универсальных способов проявления групповой формы бытия людей. По объему С. является очень
широким понятием и вместе с понятием деятельности относится к категориального строя
психологической науки С. является необходимым элементом групповой деятельности людей. С.
возникло из закономерного развития отражения как общего свойства
материи. Возникновение и развитие С. обусловлены необходимостью адекватного
отражение окружающей действительности для приспособления, познания, преобразования
ее. В ходе исторического развития было биологическое диалектически заперечене
социальным С. Предпосылка возникновения человеческого С. - труд. Социальных черт С.
приобретало в связи с изменениями в общественном способе производства. С. возможно лишь
между людьми. Между животными наблюдают отдельные акты С. В ходе С. становится возможным
выявление мотивов участников совместной деятельности, постановка цели, планирование,
принятие решений, достижение взаимопонимания, взаимосогласованности,
взаимопомощи при выполнении действий и операций. Через С. совместная деятельность
организуется, регулируется, обогащается. С. предполагает взаимодействие, активный
обратная связь, деятельность субъекта, направленная на других субъектов,
формирование их личностных характеристик. В С. выделяют такие взаимосвязанные
стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (заключается в
обмене действиями), перцептивну (предусматривает взаємосприймання и установка
взаимопонимание партнеров С.). В зависимости от характеристик партнеров С. может быть
между личностным, индивидуально-групповым, коллективно-индивидуальным, групповым.
Объектом С. могут выступать явления природы, общественной жизни, психической
деятельности человека. Содержание любых актов С. обусловлен его предметной
віднесеністю. В С. через социальные роли реализуются общественные отношения. С
другой стороны, личность, как исполнитель социальной роли, через С. в
общественные отношения своеобразный личностный смысл. Передача информации
осуществляется с помощью средств С. В зависимости от используемых средств различают С. языковой
(основной вид С.), жестове, общения действиями, предметное и кодово-символическое.
По форме организации С. может 264 выступать стихийным или организованным,
формализованным или неформалізованим. Выделяют также непосредственно и
опосредованно С. Цели С. по предметной віднесеністю разделяют на материально,
социально и психологически обусловленные; по направленности - на познавательные,
практические, познавательно-практические; в зависимости от ориентации партнеров С. -
социально-орієнтувальні и личностно-орієнтувальні. Внутренние результаты С.
отражаются в чувствах, мыслях, знаниях, убеждениях партнеров, внешние -
выражаются в действиях, поведении.