Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Культурологический словарь

ОБЩЕНИЕ - один из универсальных способов проявления групповой формы бытия людей. По объему С. является очень широким понятием и вместе с понятием деятельности относится к категориального строя психологической науки С. является необходимым элементом групповой деятельности людей. С. возникло из закономерного развития отражения как общего свойства материи. Возникновение и развитие С. обусловлены необходимостью адекватного отражение окружающей действительности для приспособления, познания, преобразования ее. В ходе исторического развития было биологическое диалектически заперечене социальным С. Предпосылка возникновения человеческого С. - труд. Социальных черт С. приобретало в связи с изменениями в общественном способе производства. С. возможно лишь между людьми. Между животными наблюдают отдельные акты С. В ходе С. становится возможным выявление мотивов участников совместной деятельности, постановка цели, планирование, принятие решений, достижение взаимопонимания, взаимосогласованности, взаимопомощи при выполнении действий и операций. Через С. совместная деятельность организуется, регулируется, обогащается. С. предполагает взаимодействие, активный обратная связь, деятельность субъекта, направленная на других субъектов, формирование их личностных характеристик. В С. выделяют такие взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (заключается в обмене действиями), перцептивну (предусматривает взаємосприймання и установка взаимопонимание партнеров С.). В зависимости от характеристик партнеров С. может быть между личностным, индивидуально-групповым, коллективно-индивидуальным, групповым. Объектом С. могут выступать явления природы, общественной жизни, психической деятельности человека. Содержание любых актов С. обусловлен его предметной віднесеністю. В С. через социальные роли реализуются общественные отношения. С другой стороны, личность, как исполнитель социальной роли, через С. в общественные отношения своеобразный личностный смысл. Передача информации осуществляется с помощью средств С. В зависимости от используемых средств различают С. языковой (основной вид С.), жестове, общения действиями, предметное и кодово-символическое. По форме организации С. может 264 выступать стихийным или организованным, формализованным или неформалізованим. Выделяют также непосредственно и опосредованно С. Цели С. по предметной віднесеністю разделяют на материально, социально и психологически обусловленные; по направленности - на познавательные, практические, познавательно-практические; в зависимости от ориентации партнеров С. - социально-орієнтувальні и личностно-орієнтувальні. Внутренние результаты С. отражаются в чувствах, мыслях, знаниях, убеждениях партнеров, внешние - выражаются в действиях, поведении.