Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VIII

Украинская культура в 30-е годы

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА

 

Индустриализация поставила конкретные задачи и перед школой. Для производства нужны были квалифицированные кадры, поэтому в 30-е годы было проведено унификацию высших учебных заведений технического профиля и подчинено по отраслевым признакам, определены уровни подготовки специалистов. Высшее звено готовили институты, среднее - техникумы. Открываются новые институты, преимущественно за счет разукрупнения багатофакультетних вузов. В сентябре 1933 г. возобновили работу в университеты Киеве, Харькове, Одессе, открылся новый университет в Днепропетровске.

Количество высших учебных заведений увеличилось с 19 в 1914/15 учебном году до 129 в 1938/39 учебном году, численность студентов - в соответствии с 27 до 124 тыс. Вузовскими центрами стали 28 городов республики. По четыре вузы появилось в Виннице, Полтаве, Донецке, по три - в Луганске, Запорожье, Житомире, Кривом Роге, Николаеве, Херсоне.

Начиная с 1934 г. отменена плата за обучение во всех вузах и техникумах республики. Около 90 % студентов получали государственную стипендию.

На конец 30-х годов в Украине преимущественно было решено кадровую проблему инженерно-технической интеллигенции. Численность специалистов превысила 500 тыс. в различных отраслях народного хозяйства. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением, но существовали определенные ограничения в отношении детей “врагов народа”.

Однако, в системе образования, как и в всем обществе, раскручивался маховик поисков и ликвидации национальных элементов. Особенно от этого страдали учебные заведения.

Под подозрение попадали прежде всего учителя школ, преподаватели национальных вузов и техникумов, ученые, журналисты, работники культурно-просветительных учреждений. Систематические проверки кадров, недоверие к них и репрессии приводили к частым сбоям в работе национальных учреждений и заведений и в конце концов до их закрытия. Поиски националистов, “врагов народа” стали обыденным явлением, а обвинение в антисоветской, классово враждебной деятельности учителей - массовыми. На пленуме ЦК КП(б)У в ноябре 1933 г. около 10 % учителей было безосновательно отнесены к классово враждебных элементов, а в отдельных округах и районах Украины количество их среди педагогических кадров достигала 30-40 %. Особенно много “антисоветских элементов” среди педагогов работники органов государственной безопасности “находили” в приграничных районах и на юге Украины, где в основном проживало украинское население.

Сокрушительный удар был нанесен польским и немецким учебным заведениям. Уже в начале 1934 г. в постановлении ЦК КП(б)У “О кадрах школ национальных меньшинств” отмечалось, что партийные комитеты ряда областей, в частности Киевской и Винницкой, не поняли того, какое место в контрреволюционной работе врагов в Украине занимает воспитание детей в польских и немецких школах в антисоветском духе. Центральный комитет предложил специально созданной комиссии пересмотреть район за районом, школу за школой и в случае выявления фактов засоренности школ антисоветскими элементами принять конкретных мероприятий.

Охота на “вражеские” элементы перенеслись в средние специальные учебные заведения. ЦК КП(б)в 1935 г. принял постановление с нескрываемой, тенденциозной названием “О засоренность классово враждебными элементами Хортицкого немецкого машиностроительного техникума”. В ней отмечалось, что преподавательский и студенческий состав техникума был засорен враждебными элементами, которые “безнаказанно в течение длительного времени проводили в техникуме фашистскую пропаганду”. Техникум закрыли.

Такая же участь постигла и выше учебные заведения национальных меньшинств, в частности Одесский немецкий педагогический институт. Как врагов народа было арестовано 3254 студенты и 89 их родственников. Одесский немецкий пединститут в 1937 г. было ликвидировано и на его базе создан Одесский институт иностранных языков.

В этом же году постановлением ЦК ВК(б)В было ликвидировано болгарский и молдавский отделы Одесской театральной школы и немецкий отдел Днепропетровской.

Подводя итоги проведения “чисток” среди учреждений образования, науки и культуры в 1933-1936 гг., С. Косиор на январском (1937 г.) пленуме ЦК КП(б)отметил: “Мы осуществили полный разгром наших культурных заведений, в которых засели националисты. У нас почти никого из работников не осталось”.

В еще худшем положении находились школы Западной Украины, Буковины и Закарпатья. В Галиции польская власть вела политику ограничения сети украинских школ и полной их полонизации. Если на начале XX в. здесь было 2420 украинских школ, то в 1937/38 учебном году осталось 352. Население Галичины удалось к организации частных школ и внешкольных заведений. Во второй половине 30-х годов насчитывалось 40 народных (начальных) школ, в которых обучалось почти 6,5 тыс. учащихся; функционировало 19 частных гимназий, 16 лицеев, 65 профессиональных, 6 купеческих, торговых, кооперативных курсов и учительская семинария, которая готовила для воспитателей дошкольных заведений. В таком же положении была образование Буковины. Все украинские школы в 1934 г. были переведены на румынский язык преподавания.

В лучшем положении оказалась украинское образование на Закарпатье, которое входило в Чехословакии. В 1938 г. к образовательно-воспитательных заведений принадлежало 432 школы, 5 гимназий, 4 учительские семинарии и 138 профессиональных школ, 132 украинских детсады.