Раздел VIII
Украинская культура
в 30-е годы
ВЫСШАЯ ШКОЛА
Индустриализация поставила конкретные
задачи и перед школой. Для производства нужны были квалифицированные кадры,
поэтому в 30-е годы было проведено унификацию высших учебных заведений
технического профиля и подчинено по отраслевым признакам, определены уровни
подготовки специалистов. Высшее звено готовили институты, среднее - техникумы.
Открываются новые институты, преимущественно за счет разукрупнения
багатофакультетних вузов. В сентябре 1933 г. возобновили работу в университеты
Киеве, Харькове, Одессе, открылся новый университет в Днепропетровске.
Количество высших учебных заведений
увеличилось с 19 в 1914/15 учебном году до 129 в 1938/39 учебном году,
численность студентов - в соответствии с 27 до 124 тыс. Вузовскими центрами стали
28 городов республики. По четыре вузы появилось в Виннице, Полтаве, Донецке, по
три - в Луганске, Запорожье, Житомире, Кривом Роге, Николаеве, Херсоне.
Начиная с 1934 г. отменена плата
за обучение во всех вузах и техникумах республики. Около 90 % студентов
получали государственную стипендию.
На конец 30-х годов в Украине
преимущественно было решено кадровую проблему инженерно-технической интеллигенции.
Численность специалистов превысила 500 тыс. в различных отраслях народного хозяйства.
В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением,
но существовали определенные ограничения в отношении детей “врагов народа”.
Однако, в системе образования, как и в
всем обществе, раскручивался маховик поисков и ликвидации национальных
элементов. Особенно от этого страдали учебные заведения.
Под подозрение попадали прежде всего
учителя школ, преподаватели национальных вузов и техникумов, ученые, журналисты,
работники культурно-просветительных учреждений. Систематические проверки кадров, недоверие к
них и репрессии приводили к частым сбоям в работе национальных учреждений и
заведений и в конце концов до их закрытия. Поиски националистов, “врагов народа” стали обыденным явлением, а
обвинение в антисоветской, классово враждебной деятельности учителей - массовыми.
На пленуме ЦК КП(б)У в ноябре 1933 г. около 10 % учителей было
безосновательно отнесены к классово враждебных элементов, а в отдельных округах и
районах Украины количество их среди педагогических кадров достигала 30-40 %.
Особенно много “антисоветских элементов” среди педагогов работники органов
государственной безопасности “находили” в приграничных районах и на юге Украины, где
в основном проживало украинское население.
Сокрушительный удар был нанесен
польским и немецким учебным заведениям. Уже в начале 1934 г. в постановлении
ЦК КП(б)У “О кадрах школ национальных меньшинств” отмечалось, что партийные комитеты
ряда областей, в частности Киевской и Винницкой, не поняли того, какое место в
контрреволюционной работе врагов в Украине занимает воспитание детей в польских и
немецких школах в антисоветском духе. Центральный комитет предложил
специально созданной комиссии пересмотреть район за районом, школу за школой и в
случае выявления фактов засоренности школ антисоветскими элементами принять
конкретных мероприятий.
Охота на “вражеские” элементы
перенеслись в средние специальные учебные заведения. ЦК КП(б)в 1935 г.
принял постановление с нескрываемой, тенденциозной названием “О засоренность классово
враждебными элементами Хортицкого немецкого машиностроительного техникума”. В ней
отмечалось, что преподавательский и студенческий состав техникума был засорен
враждебными элементами, которые “безнаказанно в течение длительного времени проводили в
техникуме фашистскую пропаганду”. Техникум закрыли.
Такая же участь постигла и выше
учебные заведения национальных меньшинств, в частности Одесский немецкий педагогический
институт. Как врагов народа было арестовано 3254 студенты и 89 их родственников.
Одесский немецкий пединститут в 1937 г. было ликвидировано и на его базе создан Одесский институт иностранных языков.
В этом же году постановлением ЦК ВК(б)В
было ликвидировано болгарский и молдавский отделы Одесской театральной школы
и немецкий отдел Днепропетровской.
Подводя итоги проведения “чисток”
среди учреждений образования, науки и культуры в 1933-1936 гг., С. Косиор на январском
(1937 г.) пленуме ЦК КП(б)отметил: “Мы осуществили полный разгром наших культурных
заведений, в которых засели националисты. У нас почти никого из работников не
осталось”.
В еще худшем положении находились
школы Западной Украины, Буковины и Закарпатья. В Галиции польская власть вела
политику ограничения сети украинских школ и полной их полонизации. Если на
начале XX в. здесь было 2420 украинских школ, то в 1937/38 учебном году
осталось 352. Население Галичины удалось к организации частных школ и внешкольных
заведений. Во второй половине 30-х годов насчитывалось 40 народных (начальных)
школ, в которых обучалось почти 6,5 тыс. учащихся; функционировало 19 частных
гимназий, 16 лицеев, 65 профессиональных, 6 купеческих, торговых, кооперативных
курсов и учительская семинария, которая готовила для воспитателей дошкольных
заведений. В таком же положении была образование Буковины. Все украинские школы в
1934 г. были переведены на румынский язык преподавания.
В лучшем положении оказалась
украинское образование на Закарпатье, которое входило в Чехословакии. В 1938 г. к
образовательно-воспитательных заведений принадлежало 432 школы, 5 гимназий, 4 учительские
семинарии и 138 профессиональных школ, 132 украинских детсады.