Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Справочник по биологии

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

  Благодаря сокращению мышечной оболочки и движению ресничек эпителия яйцевода яйцеклетка продвигается по маточной трубе, а навстречу ей движутся сперматозоиды. Оплодотворение - это слияние яйцеклетки и сперматозоида. Оно происходит в верхней трети яйцепровода. Наилучшие условия для этого конечно в пределах 12 часов после выхода яйца из яичника (овуляции). Многочисленные сперматозоиды приближаются к яйцеклетке, окружают ее, вступают в контакт с ее оболочкой. Однако в яйцеклетку проникает только один, после чего вокруг яйцеклетки образуется оболочка оплодотворения, препятствующая проникновению других сперматозоидов.

  В результате слияния двух ядер с гаплоїдними наборами хромосом образуется диплоїдна зигота. К концу первых суток после оплодотворения начинается первый период развития зародыша - дробление, то есть митотическое деление зиготы на бластомери. Процесс дробления происходит в яйцепроводі и заканчивается через 3-4 суток по мере продвижения зародыша по яйцеводу к матке. Движение зародыша, так равно как и яйцеклетки, обеспечивается перистальтическими сокращениями мышц стенки яйцепровода и колебанием ресничек слизистой. В результате нескольких дроблений образуется плотная, багатоклітинна шар - морула. В ней различают два вида клеток: мелкие, расположены на поверхности и более крупные - в центре. Мелкие клетки образуют оболочку, что обеспечивает питание зародыша, с центральных же клеток будет развиваться сам зародыш. По мере продвижения по яйцевода поверхностные клетки отделяются от крупных бластомеров и формируется полость, заполненная жидкостью, - бластоцель. В результате после окончания дробления образуется многоклеточный зародыш с полостью внутри - бластула, которая через 5 суток попадает в матку. Около двух суток зародыш остается в полости матки. Матка изнутри выстлана слизистой оболочкой. На седьмые сутки после оплодотворения образуются выросты оболочки - ворсинки, погружаются в слизистую матки, образуя хорион. Этому способствует выделение клетками этой оболочки ферментов, которые разрушают слизистую матки. Хорион - оболочка зародыша, что играет важную роль в питании зародыша и удалении продуктов обмена. На седьмые сутки начинается процесс гаструляции (образование зародышевых листков) и образование зародышевой оболочки - амниона (водная оболочка). Водная оболочка защищает зародыш от повреждения и создает среду, необходимую для его развития. На 14-15-е сутки устанавливается непосредственный контакт между ворсинками оболочек зародыша, формируются и сосудами матери - начинается образование плаценты, вследствие чего питание и обеспечение зародыша кислородом осуществляется непосредственно из крови матери. За гаструляцією следуют дифференцирования зародышевых листков и процессы органогенеза. К концу 8-й недели завершается зародышевый период развития: все основные структуры и системы органов дифференцированные. С 9-й недели начинается плодный период. Водная оболочка выделяет околоплодные воды, в которых и развивается плод. К концу 12-й недели заканчивается образование плаценты. Через плаценту и пуповину (пупочный канат, который связывает тело зародыша с плацентой) происходит питание плода. До конца второго месяца зародыш приобретает черты, характерные для организма человека. До трех месяцев формируются все органы, и можно определить пол ребенка. Внутриутробное развитие у человека продолжается 38-40 недель. После его завершение наступают роды. Процесс родов регулируется гормонами, которые вызывают сокращение матки и изгнание плода. С момента рождения у ребенка начинается самостоятельное дыхание и функционирование пищеварительной и выделительной систем.

  После рождения процесс развития продолжается. Организм человека проходит следующие основные периоды: грудной, ясельный, дошкольный, школьный (включает период полового созревания), период зрелости и старости. Индивидуальный развитие каждого организма (онтогенез) заканчивается смертью.

 

Рис. 104. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на ранних стадиях развития человека: А - 2-3 нед.; Б - 4 нед.: 1 - полость амниона, 2 - тело эмбриона, 3 - желточный мешок, 4 - тро-фобласт; 6 - 6 нед.; Г - плод 4-5 мес.: 1 - тело эмбриона (плода), 2 - амнион, 3 - желточный мешок, 4 - хорион, 5 - пупочный канатик.

 

Грудной период продолжается в течение первого года жизни. Ребенок в этот период питается в основном молоком матери. Она отличается большой головой, длинным туловищем и относительно короткими нижними конечностями. У ребенка проявляются безусловные и образуются первые условные рефлексы. Она интенсивно растет (за год она растет на 23-25 см.) и развивается, учится говорить и ходить, прорезываются первые (молочные) зубы. Ребенок узнает своих близких.

  Ясельный период - от одного года до трех лет. В этот период ребенок осваивает язык, хорошо ходит и бегает, у нее интенсивно развивается мышление. Деятельность скелетных мышц вызывает изменение строения нервной системы и совершенствование ее функций. Изменяется строение скелета, мускулатуры, регуляция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Возрастает уровень обмена веществ.

 

Рис. 105. Гіропорції тела человека в эмбриогенезе и после рождения.

 

  В дошкольный и школьный периоды вместе с дальнейшим развитием нервной системы идет интенсивный рост опорно-двигательной системы (особенно в возрасте 12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). В этом возрасте процессы ассимиляции преобладают над дисиміляцією, а возбуждение над торможением. С 12 до 15 лет наступает половое созревание. В связи с неустойчивостью нервных процессов особенно вредно в этом возрасте употребление алкоголя и курение, поскольку быстро развивается страсть к ним. К 17-18 годам в основном завершается рост и окостенение скелета. Гармоничные отношения между корой и підкіркою и функциональная совершенство нервной системы устанавливаются до 18 лет. С 21-22 лет наступает зрелый возраст, который в 55-60 лет сменяется летним и с 75 лет - старческим. В возрасте 30-35 лет выявляются некоторые изменения обмена, которые предшествуют старению и частично ограничивают возможности человека к определенным видам трудовой деятельности и спорта. После 45 лет меняется функция эндокринной системы и происходят изменения, которые определяют старения.