РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.10. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основные показатели эксплуатационной работы делятся на количественные и качественные. Количественные
показатели характеризуют объем перевозочной работы. К ним относятся: грузооборот;
пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров; количество вагонов или тонн
грузов, погруженных за сутки; работа вагонного парка, определяемая для
всей сети числом вагонов, погруженных за сутки , а для дорог и
дирекций - суммой вагонов своей погрузки и принятых груженых вагонов
от других железных дорог и дирекций.
Качественные показатели характеризуют качество выполнения работы, уровень использования
подвижного состава (вагонов и локомотивов). К ним относятся: выполнение плана
перевозок, графика движения и плана формирования поездов; техническая, участковая и
маршрутная скорости движения поездов; степень использования вагонов (оборот вагона,
среднесуточный пробег вагона, статическая и динамическая нагрузка вагона,
производительность вагонов) и локомотивов (участковый оборот, среднесуточный
пробег и производительность локомотивов, средняя масса поезда). Важным показателем,
что характеризует качество выполнения работы, является скорость движения поездов: ходовая ,
техническая , участковая и маршрутная .
Ходовая скорость - средняя действительная скорость движения поезда на данном отрезке
железнодорожной линии протяженностью И без учета остановок на промежуточных станциях
и потерь времени на разгоны и замедления.
Техническая скорость - средняя скорость движения поезда на перегонах участка без
учета времени остановок на промежуточных станциях, но с учетом потерь времени на
разгоны и замедления.
Участковая скорость - средняя скорость движения поезда на участке с учетом
времени остановок на промежуточных станциях и потерь на разгоны и замедления.
Маршрутная скорость - средняя скорость движения поезда на
данном железнодорожном направлении длиной и с учетом времени на остановки на всех
станциях и потерь на разгоны и замедления.
С учетом значений скоростей можно записать выражение:
Коэффициенты скоростей - отношение одной скорости к другой:
•
коэффициент участковой скорости относительно
технической
•
Коэффициент участковой скорости относительно ходовой
Главным и универсальным показателем качества работы железных дорог является оборот вагона.
Оборотом вагона (точнее, время обращения - ) называется время в суточном выражении цикла
операций, осуществленных с вагоном, от начала одной погрузки до начала
другое. Оборот вагона состоит из трех основных элементов:
•
времени на движение вагонов в поезде по участку ;
•
времени нахождения вагонов на технических станциях;
•
времени нахождения вагонов на станциях погрузки и выгрузки - количество
станций погрузки и выгрузки за оборот; - время нахождения вагона
приходится на одну грузовую операцию (погрузку или выгрузку), ч.
Полный рейс вагона определяется по формулам:где -
общий пробег груженых и порожних вагонов в среднем за сутки,
вагоно-км; - груженый рейс, км.
Динамическая нагрузка груженого вагона - это средняя нагрузка на вагон
с учетом расстояния пробега в груженом состоянии.
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка - средняя нагрузка, которое
приходится на один вагон всех загруженных вагонов рабочего парка за период
их пробега как в нагруженном, так и в пустом состоянии.
Производительность вагона - количество тонно-километров нетто, приходящаяся на один
вагон рабочего парка.
Таким образом, при заданном значении решающими показателями качества использования
вагонов является оборот и динамическая нагрузка вагона.
Показатели использования локомотивов относят в основном к эксплуатируемого
локомотивного парка. Все локомотивы, приписанные к локомотивного депо железной дороги,
составляют инвентарный (общий) парк. Локомотивный парк делится на две
группы: в распоряжении железной дороги - все локомотивы за исключением запаса
Укрзализныци и аренды, и вне распоряжением железной дороги-запас Укрзализныци
и аренда. Локомотивы, находящиеся в распоряжении железной дороги, делятся в
свою очередь на две группы: эксплуатируемый парк - локомотивы, находящиеся в
всех видах движения и работы, под техническими операциями, на техническом
обслуживании ТО-2, а также простаивают в ожидании работы на станциях оборота
и перецепки; не эксплуатируемый парк-неисправные локомотивы и локомотивы, что
ожидают ремонтов, а также исправные в резерве управления железной дороги.
Основными количественными показателями работы локомотивного парка являются:
локомотиво-километры линейного пробега (с поездом или одиночным порядком) - и
условного пробега локомотивов, тонно-километры брутто - и нетто - локомотиво-часа.
Важным качественным показателем работы локомотивного парка является среднесуточная
производительность локомотивов.
Среднесуточная производительность локомотивов - количество тонно-километров брутто,
приходящаяся в среднем за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.
Средняя масса поезда брутто - количество тонн, приходящаяся в среднем на каждый
проведен поезд.
Среднесуточный пробег локомотивов - линейный пробег, приходящаяся в среднем
за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.
Участковый оборот локомотива - время в часах, необходимое для обслуживания
локомотивом одной пары поездов на участке работы локомотивных бригад, т.е.
время с момента выдачи локомотива под поезд до момента выдачи его под следующий
поезд.
Затраты локомотиво-суток на обслуживание пары поездов на участке работы
локомотивных бригад называют коэффициенту потребности локомотивов на пару поездов.
Коэффициент используют при нормировании локомотивного парка на сутки, месяц,
год и дальнейшую перспективу. Эксплуатируемый парк локомотивов, необходимый для
освоение на участке планируемых размеров движения, определяют из выражения:
Для удлиненной участки оборота эксплуатируемый парк определяется как сумма
величин по всем участкам работы локомотивных бригад.