Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.10. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные показатели эксплуатационной работы делятся на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют объем перевозочной работы. К ним относятся: грузооборот; пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров; количество вагонов или тонн грузов, погруженных за сутки; работа вагонного парка, определяемая для всей сети числом вагонов, погруженных за сутки , а для дорог и дирекций - суммой вагонов своей погрузки и принятых груженых вагонов от других железных дорог и дирекций.

Качественные показатели характеризуют качество выполнения работы, уровень использования подвижного состава (вагонов и локомотивов). К ним относятся: выполнение плана перевозок, графика движения и плана формирования поездов; техническая, участковая и маршрутная скорости движения поездов; степень использования вагонов (оборот вагона, среднесуточный пробег вагона, статическая и динамическая нагрузка вагона, производительность вагонов) и локомотивов (участковый оборот, среднесуточный пробег и производительность локомотивов, средняя масса поезда). Важным показателем, что характеризует качество выполнения работы, является скорость движения поездов: ходовая , техническая , участковая и маршрутная .

Ходовая скорость - средняя действительная скорость движения поезда на данном отрезке железнодорожной линии протяженностью И без учета остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления.

Техническая скорость - средняя скорость движения поезда на перегонах участка без учета времени остановок на промежуточных станциях, но с учетом потерь времени на разгоны и замедления.

Участковая скорость - средняя скорость движения поезда на участке с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь на разгоны и замедления.

  Маршрутная скорость - средняя скорость движения поезда на данном железнодорожном направлении длиной и с учетом времени на остановки на всех станциях и потерь на разгоны и замедления.

С учетом значений скоростей можно записать выражение:

Коэффициенты скоростей - отношение одной скорости к другой:

• коэффициент участковой скорости относительно технической

• Коэффициент участковой скорости относительно ходовой

Главным и универсальным показателем качества работы железных дорог является оборот вагона.

Оборотом вагона (точнее, время обращения - ) называется время в суточном выражении цикла операций, осуществленных с вагоном, от начала одной погрузки до начала другое. Оборот вагона состоит из трех основных элементов:

• времени на движение вагонов в поезде по участку ;

• времени нахождения вагонов на технических станциях;

• времени нахождения вагонов на станциях погрузки и выгрузки - количество станций погрузки и выгрузки за оборот; - время нахождения вагона приходится на одну грузовую операцию (погрузку или выгрузку), ч.

  Полный рейс вагона определяется по формулам:где - общий пробег груженых и порожних вагонов в среднем за сутки, вагоно-км; - груженый рейс, км.

Динамическая нагрузка груженого вагона - это средняя нагрузка на вагон с учетом расстояния пробега в груженом состоянии.

Динамическая нагрузка вагона рабочего парка - средняя нагрузка, которое приходится на один вагон всех загруженных вагонов рабочего парка за период их пробега как в нагруженном, так и в пустом состоянии.

Производительность вагона - количество тонно-километров нетто, приходящаяся на один вагон рабочего парка.

Таким образом, при заданном значении решающими показателями качества использования вагонов является оборот и динамическая нагрузка вагона.

Показатели использования локомотивов относят в основном к эксплуатируемого локомотивного парка. Все локомотивы, приписанные к локомотивного депо железной дороги, составляют инвентарный (общий) парк. Локомотивный парк делится на две группы: в распоряжении железной дороги - все локомотивы за исключением запаса Укрзализныци и аренды, и вне распоряжением железной дороги-запас Укрзализныци и аренда. Локомотивы, находящиеся в распоряжении железной дороги, делятся в свою очередь на две группы: эксплуатируемый парк - локомотивы, находящиеся в всех видах движения и работы, под техническими операциями, на техническом обслуживании ТО-2, а также простаивают в ожидании работы на станциях оборота и перецепки; не эксплуатируемый парк-неисправные локомотивы и локомотивы, что ожидают ремонтов, а также исправные в резерве управления железной дороги.

Основными количественными показателями работы локомотивного парка являются: локомотиво-километры линейного пробега (с поездом или одиночным порядком) - и условного пробега локомотивов, тонно-километры брутто - и нетто - локомотиво-часа.

Важным качественным показателем работы локомотивного парка является среднесуточная производительность локомотивов.

Среднесуточная производительность локомотивов - количество тонно-километров брутто, приходящаяся в среднем за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.

Средняя масса поезда брутто - количество тонн, приходящаяся в среднем на каждый проведен поезд.

Среднесуточный пробег локомотивов - линейный пробег, приходящаяся в среднем за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.

Участковый оборот локомотива - время в часах, необходимое для обслуживания локомотивом одной пары поездов на участке работы локомотивных бригад, т.е. время с момента выдачи локомотива под поезд до момента выдачи его под следующий поезд.

Затраты локомотиво-суток на обслуживание пары поездов на участке работы локомотивных бригад называют коэффициенту потребности локомотивов на пару поездов.

Коэффициент используют при нормировании локомотивного парка на сутки, месяц, год и дальнейшую перспективу. Эксплуатируемый парк локомотивов, необходимый для освоение на участке планируемых размеров движения, определяют из выражения:

Для удлиненной участки оборота эксплуатируемый парк определяется как сумма величин по всем участкам работы локомотивных бригад.