АПЕЙРОН (греч. apeiron
- бесконечное) - термин, введен древнегреческим философом Анаксімандром
для обозначения бесконечного в пространстве и времени, без'якісного материального
истоку, что находится в вечном движении, выделяя противоположности - теплое и
холодное, в борьбе которых возникают качественно определены тела. В философии
пифагореизма А. - конечное, неопределенное, бесформенное начало, что вместе с
противоположным ему началом - «пределом» является основой всего сущего. Платон характеризует
А. как нечто совершенно неопределенное, лишенное действительного бытия, что находится между
противоположностями «безграничное» и «предел». Демокрит употреблял термин «апейрон» для
определение абстрактного бесконечного пространства. Понятие А. - важный шаг
древнегреческого материализма в выработке представления о материи по сравнению с
отождествлением первоначала с конкретным веществом (водой Фалеса, воздухом в
Анаксімена).