Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Проективная методика К. Маховер “Нарисуй человека” (по Л. Мищик)

 

Тестируемому предлагается нарисовать человека, как он пожелает. Все вопросы, реплики, вытирания и дополнение к рисунку, а также время рисования фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов основывается на анализе следующей информации:

• кто изображен;

• он делает в данный момент, по словам автора;

• пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на бумаге;

• особенности покраска и декорирование;

• наличие дополнительных аксессуаров;

• качество линий;

• реплики во время рисования и т.п.

При этом следует учесть следующее символическое значение частей фигуры. Голова - символ интеллектуальной сферы, особенно лоб, отсутствие которого может свидетельствовать о сознательном игнорировании умственной сферы. Изображение на голове чего-нибудь (например, шляпу) представляет собой символ защитной позиции по отношению к внешнему миру. Соотношение размеров головы и тела является соотношением между физическим и духовным в человеке.

Лицо - символ сферы общения. Проблемы в сфере общения связывают с нечетким рисованием черт лица или их отсутствием или перекреслюванням. Лицо в этом случае рисуется последним. Тщательная прорисовка лица может свидетельствовать о высокой заинтересованности человека в самой себе.

Уши - в зависимости от наличия - открытость восприятия или настороженность в отношении к окружающему миру.

Глаза - большие, с прорисованными зрачками или без них, заштрихованные - символ страха и тревоги.

Рот - (если он открыт) является признаком вербальной агрессии, особенно, если прорисованы зубы.

Уста - символ сексуальной сферы, ее значение для человека.

Шея - контроль за своими проявлениями, степень их непринужденности, связь между физическим и духовным.

Руки - символ активности и общение. Раскинутые в стороны - признак общительности, а скрытые, прислоненные к тела, в карманах или за спиной - признак неприязни, замкнутости, неудовлетворенности своим положением. Длинные пальцы с ногтями - признак агрессии. Тело без рук - пассивность, возможные осложнения в социальной адаптации.

Торс - символ физической силы человека. Желательно сопоставить с реальной телосложением исследуемого. Если хрупкая человек рисует сильную, мускулистую человека, это может быть признаком компенсации идеального для нее физического образца. Если физически сильный человек рисует хрупкую, это может свидетельствовать об ассоциации с определенным опытом из прошлого. Пуп, особенно большой и четко прорисован, может свидетельствовать о эгоцентризм. Украшения фигуры дополнительными аксессуарами (бантами и т.п.) будет означать повышенное внимание к собственной персоне, иногда демонстративность.

Ноги - потребность опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Изображение стоп в профиль может быть признаком устойчивости, уверенности в себе. Направленность пальцев стоп на зрителя или их отсутствие может означать неуверенность.

На основе анализа результатов можно выдвинуть предположение о невротическую поведение и чувства неполноценности, если на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто в нижней части листа, с крошечными ступнями, или фигура одного из родителей преувеличенных размеров. При этом возможно чрезмерное штрихование, откровенное изображение гениталий или сокрытие генитальной участка, изображения темных облаков и затемненного солнца.

Чувство незащищенности может быть также выражено через рисование маленьких фигур, которые скромно занимают незначительную часть листа, сам процесс рисования при этом сказывается скованностью, осторожностью.

О спутанность сексуальную роль может свидетельствовать рисования фигуры противоположного пола. Явные отклонения от нормы могут констатуватися в случае, когда на рисунке изображены части тела, разбросаны безотносительно друг к другу.

Тревожность может оказаться через чрезмерную штриховку рисунка. А степень адаптированности - через дополнительное рисование облаков и штриховку солнца (в случае неадаптированности и ощущение себя несчастным) или сияющее солнце, что освещает рисунок (соответствующая адаптированность, ощущение счастья).