Анализ политики. Квалифицированное
применение интеллекта к решению общественных проблем, осмысление политики,
которое опирается на многоотраслевую основу, охватывает как естественные, так и
общественные науки. Сначала этот методологический подход возник как обобщенный
инструментарий формирования и обоснование программно-целевых решений, но на
сегодня специалисты под ним понимают всю совокупность современных методов
обоснование государственно-управленческих решений. По определению известного
американского специалиста в области средств обоснования решений Е. Куэйда, это -
"любой вид аналитических исследований, что генерируют и подают информацию
таким образом, чтобы улучшить основу для вынесения суждений руководителями,
ответственными за разработку политики". А.п. не связан с любым
узко определенным классом методов изучения проблем (математических, имитационных
т.п.). Он разработан специально для обоснования решений в сфере государственного
управления и призван дополнить или заменить более формализованные средства
"системного анализа" и "исследование операций". В процессе
А.п. исследуются: законодательные акты и соотношение политических сил; программы
органов власти; особенности развития частного сектора; возможные конфликты
предложенных программ с другими; политические последствия решений; организационные
аспекты; вопросы сбора информации; проблемы внедрения и т.д. А.п. большая
внимание
уделяется не построению четкой методической схемы, присущей "системном
анализа", а исследованию максимально широкого круга обстоятельств и факторов с целью
выявление преимуществ и недостатков каждой из альтернатив. На государственном уровне - это
попытка упорядочить выработки правительственных решений в сферах, где не действуют количественные
оценки и критерии; где доминируют субъективные суждения, учитывающих интересы
влиятельных политических и общественных группировок. Можно выделить такие черты,
присущи А.п., в частности: направленность на общественные проблемы и государственную
политику, в том числе на ее улучшение и изменение в конкретных условиях;
познавательный характер (изучение и осмысление); коллективное осуществления;
тщательный подход к анализу проблем; учет наработок как естественных, так
и общественных наук, профессионального мастерства и здоровой смысла; роли
субъективных и политических факторов, которые связаны с властью, и изливом
интересами. А.п., как правило, предполагает исследование модели политического
процесса, что включает в себя составляющие политики и отражает ее содержание и влияние.
Его можно сравнить с кибернетическим методом "черного ящика",
согласно которому объект в условиях отсутствия или недостаточности информации о
него оценивается по внешним признакам, что является результатам определенной деятельности
или реакцией на внешние воздействия. В то же время для понимания механизмов управления
социальными системами необходимо глубокое знание их структурной и функциональной
строения, а это могут обеспечить только их системные исследования. Таким образом,
анализ политики и системный подход взаимодополняют друг друга. Различают
теоретический и прикладной анализ политики. Если задача первого - это понять
и объяснить политику, то второго - оценить и изменить ее. А.п. важнейшая
роль отведена оценке управленческих воздействий на общество, опирающееся на
применение так называемой рациональной модели принятия решений. Последняя содержит
постановку проблемы и определение цели (целей), выбор альтернатив ее
достижения, определение критериев их оценки, оценку альтернатив (затраты-выгоды,
сильные-слабые стороны), а также моделирование с целью предвидения возможных
последствий выбранной альтернативы. Основными предметами оценки являются потребности,
процессы, последствия и эффективность управленческих решений. На уровне государства - это
оценки последствий принятия государственно-управленческих решений и соответствующих
воздействиям.