Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ
9 класс

1-й семестр

 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

2. Электрический ток

Урок 4/10

Тема. Электрическое круг

 

Цель урока: выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь; объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока

Контроль знаний

5 мин.

1. Для чего нужен источник тока?

2. Какие преобразования энергии происходят внутри источника тока?

3. Виды источников тока.

4. Какой принцип работы гальванического элемента? Аккумулятора?

Демонстрации

8 мин.

1. Сборка простейших электрических цепей.

2. Таблицы с условными обозначениями составляющих электрических цепей

Изучение нового материала

25 мин.

1. Собираем электрическую цепь.

2. Изучаем электрическую цепь.

3. Знакомимся с электрическими схемами

Закрепление изученного материала

7 мин.

Учимся решать задачи

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Собираем электрическую цепь

Ознакомление с электрической цепью можно начать с фронтального эксперимента. Составляем электрическую цепь из батареи гальванических элементов (или другого источника тока), низковольтной лампочки, подводящих проводов и ключа. После уборки круга учитель на доске, а ученики в тетради чертят схему этого круга, используя условные обозначения составляющих электрического круга.

В простейших случаях электрическая цепь состоит из:

1) источника тока;

2) системы соединительных проводов и управляющих устройств;

3) потребителя электрической энергии.

2. Изучаем электрическое круг

Любая электрическая цепь состоит из двух участков: внутренней и внешней. Во внутренней области (в источнике тока) во время работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

Электрическое поле выполняет работу по перемещению электрических зарядов во внешнем участке цепи, к которой относятся приемник электрической энергии, соединительные провода и ключ. В этом участке цепи энергия электрического поля преобразуется в другие виды энергии.

 

 

Во время замыкания цепи электрическое поле источника тока распространяется вдоль внешней части круга со скоростью, близкой к скорости света (300 000 км/с), свободные заряженные частицы практически одновременно начинают двигаться направленно - в цепи появляется ток.

За направление тока условно приняли то направление, в котором могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т.е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.

Необходимо учитывать, что это совсем не означает, что в кругу движутся положительно заряженные частицы. Так, в металлах носителями тока являются отрицательные электроны. А это означает, что после замыкания круга электроны под действием электрического поля будут двигаться от отрицательного полюса источника тока к положительному, т.е. направление движения электронов противоположно принятому направлению электрического тока.

3. Знакомимся с электрическими схемами

Умение чертить схемы электрических цепей и читать готовые схемы приобретается школьниками во время выполнения упражнений, которые выполняют

ся как на данном уроке, так и на последующих уроках. Полезными являются задания по составлению схем электропроводки, например: начертите схему цепи, содержащей источник тока и две электрические лампы, каждую из которых включается своим выключателем.

В завершение урока, чтобы разобраться в сущности явлений, происходящих в электрической цепи, полезно обратиться к его гидродинамической аналогии. Гидродинамическая аналогия помогает объяснить ряд сложных для учащихся вопросов:

а) роль источника тока в электрической цепи;

б) место выключателя в электрической цепи;

в) электрические заряды движутся в электрическом кругу;

г) объяснение различия между незначительной скоростью носителей тока и практически мгновенным распространением тока в цепи.

 

Вопрос к учащимся в ходе изложения нового материала

· Каково назначение источника тока в электрической цепи?

· Какие источники электрического тока вам известны? Каково их назначение?

· Какое электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутым?

· Направление движения каких частиц принимают за направление тока?

· Ток на некотором участке цепи создается упорядоченным движением электронов. Какое направление имеет ток на этом участке?

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1). Учимся решать задачи

1. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей. Включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом.

2. Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается, когда включен звонок, но может быть включена и в случае, если звонок не работает.

3. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.

4. Трамвайная линия, в отличие от троллейбусной, имеет только один электрический провод. Как в этом случае создается замкнутый круг?

 

Что мы узнали на уроке

· Электрическая цепь состоит из:

1) источника тока;

2) системы соединительных проводов и управляющих устройств;

3) потребителя электрической энергии.

· За направление тока условно приняли то направление, в котором могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т.е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.

 

Домашнее задание

1. Подр.: § 8.

2. Сб.:

рів1 - № 4.15; 4.16; 4.17; 4.18.

рів2 - № 4.19; 4.34; 4.35; 4.36.

рів3 - № 4.37, 4.41; 4.42.