|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Собираем электрическую цепь Ознакомление с электрической цепью можно начать с фронтального эксперимента. Составляем электрическую цепь из батареи гальванических элементов (или другого источника тока), низковольтной лампочки, подводящих проводов и ключа. После уборки круга учитель на доске, а ученики в тетради чертят схему этого круга, используя условные обозначения составляющих электрического круга. В простейших случаях электрическая цепь состоит из: 1) источника тока; 2) системы соединительных проводов и управляющих устройств; 3) потребителя электрической энергии. 2. Изучаем электрическое круг Любая электрическая цепь состоит из двух участков: внутренней и внешней. Во внутренней области (в источнике тока) во время работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую. Электрическое поле выполняет работу по перемещению электрических зарядов во внешнем участке цепи, к которой относятся приемник электрической энергии, соединительные провода и ключ. В этом участке цепи энергия электрического поля преобразуется в другие виды энергии.
Во время замыкания цепи электрическое поле источника тока распространяется вдоль внешней части круга со скоростью, близкой к скорости света (300 000 км/с), свободные заряженные частицы практически одновременно начинают двигаться направленно - в цепи появляется ток. За направление тока условно приняли то направление, в котором могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т.е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному. Необходимо учитывать, что это совсем не означает, что в кругу движутся положительно заряженные частицы. Так, в металлах носителями тока являются отрицательные электроны. А это означает, что после замыкания круга электроны под действием электрического поля будут двигаться от отрицательного полюса источника тока к положительному, т.е. направление движения электронов противоположно принятому направлению электрического тока. 3. Знакомимся с электрическими схемами Умение чертить схемы электрических цепей и читать готовые схемы приобретается школьниками во время выполнения упражнений, которые выполняют ся как на данном уроке, так и на последующих уроках. Полезными являются задания по составлению схем электропроводки, например: начертите схему цепи, содержащей источник тока и две электрические лампы, каждую из которых включается своим выключателем. В завершение урока, чтобы разобраться в сущности явлений, происходящих в электрической цепи, полезно обратиться к его гидродинамической аналогии. Гидродинамическая аналогия помогает объяснить ряд сложных для учащихся вопросов: а) роль источника тока в электрической цепи; б) место выключателя в электрической цепи; в) электрические заряды движутся в электрическом кругу; г) объяснение различия между незначительной скоростью носителей тока и практически мгновенным распространением тока в цепи.
Вопрос к учащимся в ходе изложения нового материала · Каково назначение источника тока в электрической цепи? · Какие источники электрического тока вам известны? Каково их назначение? · Какое электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутым? · Направление движения каких частиц принимают за направление тока? · Ток на некотором участке цепи создается упорядоченным движением электронов. Какое направление имеет ток на этом участке? ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1). Учимся решать задачи 1. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей. Включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом. 2. Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается, когда включен звонок, но может быть включена и в случае, если звонок не работает. 3. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки. 4. Трамвайная линия, в отличие от троллейбусной, имеет только один электрический провод. Как в этом случае создается замкнутый круг?
Что мы узнали на уроке · Электрическая цепь состоит из: 1) источника тока; 2) системы соединительных проводов и управляющих устройств; 3) потребителя электрической энергии. · За направление тока условно приняли то направление, в котором могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т.е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному. Домашнее задание 1. Подр.: § 8. 2. Сб.: рів1 - № 4.15; 4.16; 4.17; 4.18. рів2 - № 4.19; 4.34; 4.35; 4.36. рів3 - № 4.37, 4.41; 4.42.
|
|