УРОК № 10
Тема. Фразеологизмы (продолжение). Культура речи. «Дорог не подарок»
Цель: развивать представления учащихся о фразеологизмах и их происхождении; повторить изученный материал по теме «Лексикология»; развивать навыки культуры речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальный опрос.
— Что изучает лексикология?
— На какие группы делятся слова по времени появления? (См. схему на с. 55.) Приведите устные примеры.
— На какие группы делятся слова по происхождению? Приведите устные примеры.
— На какие группы делятся слова по употреблению? Приведите примеры.
— Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
3. Упражнение на развитие представления о фразеологизмах-антонимах.
Упр. 85 (устно).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение учебной статьи.
(Учебник, с. 47, Теория Б.)
2. Устный пересказ.
Расскажите о происхождении фразеологизмов работать спустя рукава и работать засучив рукава.
3. Выявление восприятия.
Выполнить упр. 86. Угаданные фразеологизмы записать.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 87 (письменно).
2. Устный пересказ.
Послушайте историю происхождения фразеологизма попасть впросак. Перескажите эту историю. Определите лексическое значение фразеологизма. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю.
В старину просаком называли прядильный станок. Если человек по оплошности попадал в такой станок, то он проявлял себя как неумный работник.
Лексическое значение фразеологизма: по своей оплошности оказаться в невыгодном, неприятном или смешном положении.
3. Подбор синонимов к фразеологизмам.
Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимы.
Изобретать велосипед, китайская грамота.
Для справок: открывать Америку, книга за семью печатями.
4. Подбор антонимов к фразеологизмам.
Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимы.
На краю света, не покладая рук.
Для справок: рукой подать, спустя рукава.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
1. Ознакомление с выражениями пожелания.
(Учебник, с. 51, рубрика «Советуем запомнить!».)
2. Работа над развитием умения выражать добрые пожелания.
Упр. 93.
3. Составление поздравления.
Учащимся предлагается на основе образца (упр. 94) и материалов упр. 92, 93 составить текст поздравления другу (подруге), маме или папе с днем рождения.
4. Разгадывание «шифровки».
Угадайте фразеологизмы, помещенные в рамке после упр. 94. Какие из них вы можете использовать в поздравлении, а какие нет? Обоснуйте свой ответ.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Работа с учебником.
1) Упр. 99 (с. 53).
2) Упр. 102.
Методический комментарий: это упражнение имеет целью обучить школьников культуре общения, развивать в них доброту, искренность, сердечность в выражении чувств.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 3—10. Упр. 88. Подготовиться к контрольной работе — тематическому оцениванию по теме «Лексикология».