И семестр
Урок 11. НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Цель: познакомить детей с народными музыкальными инструментами, музыкой троистых музык. Развивать эстетические вкусы детей, прививать им любовь к украинской народной музыки.
Вступление
Знакомство с народной музыкальной культурой трудно представить без описания самих музыкальных инструментов. В мире существует огромное количество народных музыкальных инструментов. Они разные по форме, созданные из различных материалов, по-разному украшенные.
Народные музыкальные инструменты
Самыми известными украинскими народными инструментами являются свирель, скрипка, кобза, бандура,лира, коза, цимбалы, бубен.
Инструменты многих народов мира часто подобные. Так, древняя кобза - любимый инструмент кобзарей, была предшественницей бандуры. Подобный инструмент существует в разных странах под такими названиями: «kopuz» в Турции, «kopus» в Хорватии, «koboz» в Венгрии, «cobza» в Румынии и т.д.
Волынка - шотландский народный инструмент, а в Украине и Польше ее называют «козой», потому что она сделана в виде своеобразного мешка из козьей кожи.
Королева струнных - скрипка, начала свой путь из области народных инструментов. Про скрипку создано много легенд и сказок. Издавна ее голос можно услышать во время свадеб и крестьянских гуляний. Конечно, на то время скрипка звучала совсем по-другому. Струны поскрипывали под смычком, и поэтому люди считали ее сначала довольно простым инструментом.
Важную роль в быту украинского села играли музыканты. Это народный инструментальный ансамбль, который выступал на народных праздниках, свадьбах, ярмарках.
(Иллюстрации троистых музык)
Рассмотрите рисунки и определите, на каких инструментах играют музыканты.
Как вы думаете, какие по характеру мелодии чаще всего выполняли троистые музыки?
Слушания. Украинская народная песня «Як ішов я з Дебречина додому» в исполнении трио музыкантов
Анализ прослушанного произведения
Каков характер произведения?
Какие инструменты звучат?
В чем необычность исполнения этой песни?
Можно назвать это современным?
Слушания. Шотландские наигрыши «Играй, волынко»
Анализ прослушанного произведения
Какие инструменты звучат?
Какой инструмент солирует?
Сравните с украинской музыкой троистых музык
Украинская народная сказка «Волшебная скрипка»
Жил некогда на свете бедный русин. Каждую ночь ему снился сын - красивый, высокий юноша. Но то был лишь сон. Не было у бедняка ни сына, ни богатства - одна беда в доме. Пошел бедняк наниматься к графу.
- Пойдешь молотить, - сказал граф, - а за работу возьмешь то, что в лапти нападает.
Русин согласился. Целый месяц он махал палкой и ежедневно приносил в лаптях заработок. Наконец провіяв заработанное зерно, постелил на холсте, чтобы просохло. Но воробьи склевали все до зернышка.
Увидел это русин, разгневался.
- Не сердись, добрый человек, - раздался писк что-то у него за спиной.
Наклонился русин и заметил золотое зернышко...
Русин посеял золотое зернышко под окном дома. Три раза в день носил воду из реки, щедро поливал, но ничего не всходило.
И однажды утром русин услышал за окном хорошую музыку, что взволновала его душу. Глянул - а на том месте, где было посеяно зернышко, выросла странная яблоня. На ее ветвях висели не яблоки, а скрипки с зелеными и желтыми полосами. Удивился русин и вышел во двор.
- Здравствуй, отец! Я ваш сын Петя. - И с яблони соскочил сонный мальчик со скрипкой.
Еще больше удивился мужчина.
- А что это за скрипка? - спрашивает.
- А то такая скрипка, как погладжу на ней зеленые линии, то омолаживается добро, а как коснусь желтых - стареет зло.
...Однажды в воскресенье Петрик взял свою скрипку и пошел в село. Видит - на выгоне танцуют люди, хоть не играют ни скрипка, ни цимбалы. Все такие утомленные, что едва на ногах держатся.
- Что эти люди делают? - спрашивает Петя у крестьян.
- Свадьбу играют, - сказал один дед. - И граф их совсем измучил работой.
Погладил паренек зеленые полоски скрипки и заиграл так весело, что даже листья на деревьях зашелестело. Люди оживились и розвеселились. Все пошли к зажигательного танца.
А граф вышел на балкон дворца и рот раскрыл от удивления:
- Вижу, что музыка придала вам силы. Завтра должны пробить в горе большой проход, чтобы весь Черемош мог туда течь!
Утром взяли люди кирки, лопаты и пошли в горы. Дни, недели, месяцы работали, и пробили тоннель.
Посмотрел граф и говорит:
- Теперь постройте внутри горы высокий дворец с большими залами и просторными светлицами.
Но в бедных людей уже не было сил. Пошли они к дому, где жил Петя. Позвали парня:
- Ты дал нам силу выдолбить тоннель, а теперь оставил в беде?
...Петрик коснулся зеленых полосок скрипки, приложил смычок к струнам и заиграл песню. Люди помолодели, стали сильными - и построили большие залы и просторные комнаты.
Когда все было готово, граф позвал гостей к дворцу. Пошел туда и Петрик. Граф заметил его и закричал:
- Как ты посмел сюда прийти?!
И приказал граф слугам вышвырнуть дерзкого парня. И Петя погладил желтые полосы скрипки и заиграл. Во дворце все сразу затихло. Граф сгорбился, согнулся, руки его задрожали.
Петя вышел за ворота и закрыл их навсегда. Прошли года. О графе никто и не вспоминал. А про Петрика и его волшебную скрипку рассказывают и сейчас.
Разучивание песни «Козацькому роду нема переводу», Г. Балеми, М. Воньо и П. Карася
Исполнение украинской народной песни «Или не тот то Омелько»
Итоги урока
Не смотря на все невзгоды, украинский народ всегда умел и любил развлекаться. И в этом отлично помогали народные инструменты, которые создавали на праздниках и гуляниях соответствующее настроение.
Домашнее задание
Найдите в литературе или Интернете интересные сведения о происхождении народных инструментов. Расскажите о них на уроке.