Пропаганда (лат. propaganda, от propagare - распространять) - деятельность, что предполагает системное распространение, углубленное разъяснение социально-политических, экономических, правовых взглядов, идей, теорий и обеспечивает формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, ориентаций, представлений с целью максимального расширения круга сторонников соответствующей ценностной системы. Пропаганда как явление возникла в давние времена. Термин "П." впервые был использован Папой Римским Александром VII (1655 - 1667) в документе "Конгрегация пропаганды веры" ( 1662), который инициировал распространение христианства с помощью миссионеров. В 20 - 30-х годах XV в. были заложены основы современной теории П. (немецкий исследователь В. Меде, американские ученые Д. Лікас и С. Бріттта другие), а в дальнейшем систематизированы и развиты средства воздействия на аудиторию, стимулирования соответствующих чувств и реакций людей.
Пропаганда - неотъемлемая составляющая современной общественной жизни, причем в условиях формирования информационного общества ее возможности неуклонно растут. Различают П. открытую, когда источник информации известное аудитории, и тайную, когда настоящий носитель информации неизвестен или законспирированный. Тайная П. широко используется при подготовке к войне и в ходе военных действий с целью дезориентации и деморализации противника, а также как средство ведения психологической войны. Как одна из форм политической деятельности П. играет важную роль в период предвыборных кампаний, при наличии внутреннего напряжения в обществе, конфликтных и кризисных ситуаций. Нередко за помощью П. осуществляется манипулирование сознанием людей и общественным мнением. Политическая П. всегда способствует политизации и идеологизации общественной жизни.
В организации и проведении П. важное значение имеет обеспечение ее объективности, достоверности, повышение профессионализма ее носителей. П. является средством и методом политического и правового воспитания, просвещения, сплочение людей для побуждения их к определенным действиям. Содержание, методы, формы и цели П. зависят от характера осуществляемой политики. Эффективность П. зависит от учета ее субъектами конкретной ситуации, условий, в которых она осуществляется, особенностей ее объектов, правдивости отражения действительности, достоверности оценок прошлого и настоящего. В современной Украине от качества осуществляемой П. зависит успех социально-экономического, политического и правового реформирования общества.
Mackwell R. Psychologie des Mass Media et propagande de ESF. - P., 1982; J. Tompson B. Studies in the Theory of ideology. - Cambridge, 1984; Скуленко М. И. История политической пропаганды. - К., 1990.
В. Горбатенко