Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДИСПОЗИЦИИ - фиксированные социальным опытом человека и его предрасположенности к определенному восприятию условий деятельности и к определенных действий при данных условиях; формы психол. готовности человека к той или иной направленности ее социальной активности в определенных ситуациях, внутренние психол. регуляторы этой направленности - ценностные ориентации и социальные установки всех уровней узаг. и конкретности (убеждения, интересы, стремления, склонности, желания, влечения и т. др.).

Согласно диспозиционной концепции личности генезис Д. начинается с первой "встречи" актуализированной потребности с реальными условиями для ее удовлетворения. При неоднократном сочетании определенной актуальной потребности и определенных условий ее удовлетворения у человека формируются соответствующие фиксированные Д., которые в дальнейшем в аналогичных ситуациях оказывают на ее поведение опосредованное ориентирующий влияние. Направленность действий человека в конкретной ситуации непосредственно регулирует актуальна Д. Она формируется в самой ситуации поведения во взаимодействии актуализированной потребности с теми фиксированными Д., сформировавшиеся на ее основе раньше, и с теми личностными потенциями (навыками, умениями, способностями и др.), что могут реализоваться в данной ситуации.

Сложность этого взаимодействия, а соответственно и прогнозирования ее результатов обусловлены не только влиянием потенциала личности, но и сложной структурированностью фиксированных Д. Это связано с тем, что они структурируются не только из-за несоответствия уровней узаг. потребностей, которые порождают, с одной стороны, и условий деятельности - с другой, а и за отличие психол. природы и неодинаковость внутреннего строения когнитивной и эмотивной подсистем этих Д. их когнитивную подсистему составляют мысли (представления, понятия, идеи) человека об объектах ее потребности и условия их удовлетворения. В когнитивных компонентов принадлежать не столько описательные (дескриптивні) суждения о соответствующие объекты и ситуации, сколько нормативные (прескриптивні), что диктуют надлежащие или желательные действия субъекта и состояния объектов, и оценочные суждения : о объекты потребностей и условия деятельности (в какой степени они важны, полезны, узнавании и др.); о описательные суждения (в какой степени они истинны, осмысленные, непротиворечивы, адекватные и т, др.); нормативные суждения и о те нормы и действия, которые они обусловливают (или моральные они, справедливые, правомерные, эффективны и др.); о сами оценочные суждения (в какой степени сами, оценки справедливые, правильные, объективные, точные, важные и т, др.).

Когнитивные компоненты актуальных Д. отличаются от аналогичных компонентов фиксированных Д. преимущественно предельным для данной ситуации - степенью конкретизации. Емотивні компоненты актуальных и фиксированных Д. этим также отличные, но между ними есть и более глубокие различия. Тогда как в актуальных Д. емотивні компоненты - это чувства, эмоции, в фиксированных Д. аналогичные компоненты - это трансформированные, опредметнені потребности., потребности - мотивы. Совокупность всех таких потребностей как раз и образует емотивну подсистему фиксированных Д Объективная структура этой подсистемы образуется иерархией условий деятельности, а субъективное - сугубо личностной иерархией потребностей по их относительной эмоциональной значимости для жизни данного субъекта, по их влиянию на баланс его удовлетворенности и неудовлетворенности своей жизнью. Чаще всего в эмпирических соціол. исследованиях измеряются когнитивные компоненты фиксированных Д. Под названием емотивних (эмоциональных, аффективных) компонентов этих Д. часто измеряются их специфические когнитивные компоненты - представления респондентов о емотивні компоненты их Д. Возможность для измерения собственно емотивних компонентов фиксированных Д дает применение матемстатист. методов, адекватных узаг. постулата Здравомыслова - Ядова: емотивна значимость любого аспекта жизненной ситуации для социальной группы с тем выше, чем больше баланс удовлетворенности - неудовлетворенности членов группы именно этим аспектом жизни сказывается на балансе их удовлетворенности - неудовлетворенности своей жизнью в целом.