Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Культурологический словарь

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком самого себя как личности, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других людей и самой себя. Решающая роль в развитии С. принадлежит общению ребенка (человека) с людьми, которые ее окружают, - с детьми и взрослыми, в игровой, учебной и трудовой деятельности. Элементарные формы С. начинают складываться и развиваться уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игры. Воспитание С. у детей должно быть направлено на: 1) воспитание поведения и деятельности; 2) помощь детям в правильной 250 и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения; 3) создание у детей установки на самовоспитание, выработка нетерпимости к выявленных недостатков, настойчивого желания исправить их (Гончаренко С. В. Украинский педагогический словарь. - К.: «Лыбидь», 1997. - С. 296-297). Отношение к своему бытие, опосредованное совместной деятельностью в общении с другими людьми, способствует формированию у человека определенного представления о самой себе как о личности, способной на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами поведения. «Образ Я» является обязательным условием каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения является одновременно и представлениям о своих будущих действиях, о формировании способностей. При этом человек может как завышать, так и занижать свои возможности. В психологической литературе о С. иногда говорится как о высшей форме развития сознания.