САМОСОЗНАНИЕ - осознание
человеком самого себя как личности, своих физических сил и умственных способностей,
поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру,
других людей и самой себя. Решающая роль в развитии С. принадлежит общению
ребенка (человека) с людьми, которые ее окружают, - с детьми и взрослыми, в игровой,
учебной и трудовой деятельности. Элементарные формы С. начинают складываться и
развиваться уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игры. Воспитание С.
у детей должно быть направлено на: 1) воспитание поведения и деятельности; 2) помощь
детям в правильной 250
и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения; 3)
создание у детей установки на самовоспитание, выработка нетерпимости к
выявленных недостатков, настойчивого желания исправить их (Гончаренко С. В.
Украинский педагогический словарь. - К.: «Лыбидь», 1997. - С. 296-297). Отношение к своему бытие, опосредованное
совместной деятельностью в общении с другими людьми, способствует формированию у человека
определенного представления о самой себе как о личности, способной на общественно значимые
поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего Я) складывается под
влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и
результатов своих поступков и действий с канонами поведения. «Образ Я» является обязательным
условием каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения является
одновременно и представлениям о своих будущих действиях, о формировании способностей. При
этом человек может как завышать, так и занижать свои возможности. В
психологической литературе о С. иногда говорится как о высшей форме развития
сознания.