Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДЖЕНЕРАЛІЗМ - одно из направлений развития деятельности современных специалистов, менеджеров и предпринимателей, что означает умение быстро адаптироваться к изменениям и переключаться с одного вида деятельности на другой благодаря широте знаний, владению узаг. методами познания и изобретательства, Д, как наук, термин впервые появился в амер индустриальной социологии и теории управления в 60-х гг. XX ст. В решающей степени он отражает интеграционные тенденции в развитии различных видов труда, профессиональных знаний и наук, деятельности. Д. можно считать закономерной реакцией совокупного субъекта в-ва и хозяйствования на узкую специализацию,. по мере приобретения в-вом, наукой, управлением системно-целостного характера превращается в их тормоз. Итак, узкий специалист и дженераліст в современных развитых обществах предстают как некие антиподы: специалист владеет узким кругом знаний, что позволяет решать отдельные, частичные проблемы; дженераліст обладает узаг. знаниями, которые позволяют ему решать общ. проблемы и задачи. В республиках бывшего Союза ССР в 70 - 80-х pp. тенденция Д. оказалась в возникновении такой категории работников, как "специалист широкого профиля".

Идеи Д. по-разному воплощались в практику в-ва, управления и наук, деятельности в странах Зап., в частности США, Великобритании, Франции. Впоследствии они были взяты на вооружение менеджерами и предпринимателями даже такой страны, как Япония, где существовал и существует культ преданности выбранному виду занятий и система "по-жизненного найма". Наиболее известными формами воплощения идей и принципов Д. считаются следующие: система "достройки рабочих функций" (job enlargement), которая означает совмещение узких специализаций, периодическую взаємозаміну работников на их рабочих местах в пределах определенного вида труда, определенной "большой" профессии (строитель, металлург, химик и др.); система "обогащения рабочих функций" (job enrichment), когда в пределах определенной специальности (профессии) разнообразятся, обогащаются ее функции без взаємозамін и переходов на новые рабочие места (напр., уборщикам предоставляются функции санации помещения, контроля за их чистотой, просветительной работы с правил личной гигиены и т. п.); система "изменений рабочих функций" (job rotation), когда предлагается специалистам с высшим образованием, ученым, менеджерам с определенной периодичностью менять место работы и специализацию. Подсчитано, что для менеджеров имеет смысл менять место работы через каждые 3 - 4 pp., а для инженеров и ученых процесс ротации должно происходить через 5-6 pp. По мнению социологов и психологов (в частности Ф. Херцберга), такая ротация стимулирует творческую активность человека, дает ей импульс для действия, помогает реализовать свои внутренние потенции. Но чтобы достичь такого состояния, человек должен вооружиться знаниями наук, эвристики, поисковых методов и принципов, умением быстрой адаптации к неординарным ситуациям и ускоренного приобретения необходимых конкретных знаний, то есть стать дженералістом.

Д. имеет своих сторонников, которые противопоставляют "дилетантству" Д. традиционные "преимущества" и здравый смысл узкой специализации. Характеризуя коллизии между Д. и узкой специализацией, амер. неореаліст Г. Б. Перри иронизировал: "Специалистом можно назвать человека, который знает все больше и больше о все меньше и меньше, пока она не доходит до того, что знает все ни о чем. В отличие от специалиста дженералістом можно назвать такого человека, который знает все меньше и меньше о все больше и больше, пока не доходит до того, что ничего не знает обо всем". На практике эта коллизия преодолевается гармоничным взаимодополняемостью того и другого, а уже каждая конкретная производственная, управленческая или наук. - дослідн. ситуация определяет меру их соотношения.